В советском кино было немало фильмов о Великой Отечественной, о героизме солдат и офицеров, о победах и поражениях. Но кинематографисты не забывали про армию и без привязки к недавно завершившейся войне — ежегодно выходили картины, рассказывающие про армейские будни. И любопытно, что фильмы снимались буквально про все виды вооруженных сил, хотя, конечно, десантникам или пограничникам уделялось чуть больше внимания. Впрочем, армейское кино почти во всех странах и почти во все времена играло роль своего рода рекламы. И началось это ещё до войны, когда вышли «Трактористы» Ивана Пырьева или «Истребители» Эдуарда Пенцлина. Ну а режиссеры послевоенного времени не оставили хороший почин и снимали в самых разных жанрах — от комедии и даже мелодрам до крутых боевиков, ничем не уступающих западным образцам.
«Максим Перепелица», 1955
Фильм снят по сценарию писателя-фронтовика Ивана Стаднюка, который считал его одной из лучших своих работ. Молодой парень Максим Перепелица вырос в украинском селе натуральным шалопаем — и в какой-то момент его даже хотели освободить от почетной обязанности служить в армии. Но он пообещал исправиться, и хотя его армейская жизнь началась не так хорошо, потом он взялся за ум, сумел проявить себя и заслужил погоны младшего сержанта. Для актера и режиссера Леонида Быкова это была первая главная роль в кино, но вообще в картине многое было впервые — например, показали на экране автомат Калашникова и прозвучала песня «В путь» Василия Соловьёва-Седого на слова Михаила Дудина.
Любопытно, что в том же году вышел фильм «Солдат Иван Бровкин», сюжетно схожий с «Перепелицей». Стаднюк очень обиделся на коллег и написал жалобу, но это не помешало через три года выпустить продолжение — «Иван Бровкин на целине». Освоение целинных земель тоже надо было рекламировать.
«Лето рядового Дедова», 1971
Музыкальная комедия киностудии «Молдова-фильм» (фильмы про армию снимали во всех республиках), но лишенная чисто молдавского колорита. Рядовой Дедов (актер Михаил Чигарёв) получает задание заготовить сена — и отправляется в соседний колхоз, где оказывается в настоящем «женском царстве». Правда, ненадолго — помимо местных девушек, есть и местные ребята, а у Дедова продолжается армейская служба, которая напоминает о себе внезапной тревогой и учениями. Ну и частушки-речитатив под гитару вплетены в повествование очень хорошо.
«Весенний призыв», 1976
В «Максиме Перепелице» трудности адаптации к тяготам армейской службы были поданы в комедийном ключе; в «Весеннем призыве» этот процесс показали как драму. В часть прибывает призывник из столицы Алик Полухин (одна из первых ролей Игоря Костолевского), у которого возникает конфликт с замкомвзвода сержантом Карпенко (Александр Фатюшин) — первый помнит о человеческом достоинстве, а второму нужно в короткие сроки превратить новобранца в солдата. Для сценариста Александра Миндадзе это была дебютная работа в кино, режиссер был Павел Любимов («Бегущая по волнам»), а сама картина хоть и получила противоречивую критику, но завоевала несколько престижных наград на фестивалях.
«Строгая мужская жизнь», 1977
По жанру этот фильм — производственный роман, только про танкистов. Снят он по мотивам повести А. Сметанина «Ракеты черного дыма» и рассказывает о том, что происходит в одном из танковых полков где-то на северных границах СССР. В часть прибывает молодой лейтенант, которому доверяют взвод плавающих танков; во время учений один из танков тонет из-за халатности механика-водителя, и это становится поводом для того, чтобы вышестоящее командование поменяло подход к боевой подготовке. Любопытно, что фильм снял режиссер Анатолий Граник — он же за 20 лет до этого делал и «Максима Перепелицу».
«В зоне особого внимания», 1977
Это первая часть дилогии про доблестных десантников, которые во время учений могут и преступников обезвредить, и попавшим в беду гражданским помочь, и выиграть флаг условного противника. Снял этот фильм режиссер Андрей Малюков, который в российском кино продолжил работать в патриотическом направлении («Мы из будущего», «Матч», сериалы «Спецназ», «Диверсант»), а главные роли сыграли Борис Галкин и Михай Волонтир. Вторую часть «Ответный ход» в 1981 году снимал уже Михаил Туманишвили, который отметился и другими работами про Советскую армию.
«Пограничный пёс Алый», 1979
Пограничным войскам посвящено немало фильмов. Выходил, например, «Я служу на границе» (1973), в 1984-м был снят «Приказано взять живым». Ну а «Пограничный пёс Алый» Юлия Файта — это армейская версия милицейской картины «Ко мне, Мухтар!» с Юрием Никулиным. Главный герой «Пограничного пса» Лёша Кошкин в учебке получает щенка — и должен назвать его на букву «А». Пёс становится Алым за цвет языка, вместе с Лешей проходит обучение, а потом отправляется на пограничную заставу, где однажды спасает жизнь своего друга.
«Случай в квадрате 36-80», 1982
Следующий армейский фильм Туманишвили был боевиком и стал началом новой дилогии — на этот раз про военно-морской флот и морскую пехоту. Во время учений советского флота американская подлодка попадает в тяжелую ситуацию — у неё поврежден атомный реактор, — и помочь могут только специалисты вероятного противника. Но это недопустимо, и американцы пытаются сорвать спасательную миссию. В картине играют Борис Щербаков и Михай Волонтир; иногда она считается продолжением дилогии, начатой фильмом «В зоне особого внимания». Отметим, что фильм «Одиночное плавание» в 1986 году занял второе место в прокате СССР с 40,7 млн зрителями.
Бонус: «Семь невест ефрейтора Збруева», 1970
Был в советском кино фильм совсем не о героических буднях десантников, пограничников или морпехов. Костя Збруев во время службы внезапно стал знаменитостью — его фото опубликовали в журнале, и он получил огромное количество писем с предложениями о знакомстве. Из этих писем он отобрал семь штук — и после демобилизации поехал по всей стране, чтобы выбрать одну-единственную. Но не сложилось — либо по вине самого Кости, либо так сложились обстоятельства. Поставил картину режиссер Виталий Мельников («Начальник Чукотки», «Старший сын»), а для актера Семёна Морозова роль отставного ефрейтора стала одной из первых в большой фильмографии.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть