1363

Увидим Жеглова и Шарапова. Зачем пересняли «Место встречи изменить нельзя?»

Роль оперативника Глеба Жеглова сыграл Вячеслав Бутусов.
Роль оперативника Глеба Жеглова сыграл Вячеслав Бутусов. Кадр из фильма

Дмитрий Шагин: Все началось больше тридцати лет назад, когда на экраны вышел хит Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Как и все, мы смотрели его много раз, знаем наизусть цитаты, героев. Но не давала покоя одна сюжетная линия. В конце картины Жеглов, случайно или нет, убивает фронтового друга Шарапова – Левченко. Они вместе воевали на передовой, ходили в разведку, но затем жизнь Левченко сложилась так, что он попал в банду. Однако Шарапова не выдал и тем самым спас ему жизнь. Наверняка и Шарапов, после того как взяли грабителей, тоже боролся бы за своего боевого товарища, но Жеглов его убил.

– Тогда многим это показалось несправедливым. Неужели «Митьки» решили поправить классиков?

– Задумались – как сделать, чтобы Левченко остался жив? Пришли с этими мыслями к сыну Владимира Высоцкого Никите. В итоге появился проект «Был один, который не стрелял». Мы устроили фотовыставку и спорный эпизод смонтировали так, что Жеглов якобы «передумал» – и Левченко убегает. В один из дней на выставку пришел сценарист фильма Аркадий Вайнер, и ему этот ход очень понравился. «А роман-то читали?» – спросил он нас. «Нет»,– честно признались мы, пообещав, что обязательно прочтем.

Оказалось, в книге многое не так, как в кино. Варя Синичкина, например, погибает, Шарапов не играет на пианино, подробнее описано фронтовое пошлое героев. А главное, в книге намного сильнее выражена мысль, что после страшной войны, испытаний должно наконец наступить время правды и добра. Мы решили эту линию продолжить, добавив иронии и фантазии. В итоге получилась «Митьковская встреча эры милосердия».

«Митьки»
Группа художников из Санкт-Петербурга, сложившаяся в 1980-х годах и названная по имени одного из основателей Дмитрия Шагина. «Митьки» стали одной из главных составляющих ленинградского неофициального искусства второй половины XX века.

– О чем же рассказывается уже в вашем фильме, где разворачивается действие?

– В нашей версии Шарапов разругался с Жегловым и переехал в Ленинград. Там тоже орудует банда, похожая на «Черную кошку». Поступил на работу в ЛУР – Ленинградский уголовный розыск, аналог московского МУРа. Снял комнату в центре, где и поселился с Варей. Очень повезло, что удалось найти настоящую ленинградскую коммуналку: без капремонта, с печкой, которая до сих пор топится дровами. Там сохранилась не просто обстановка, а атмосфера послевоенного города. Кабинет Шарапова в ЛУРе устроили в штабе «митьков», на улице Марата. Причем кабинет захудалый, слегка даже обгорелый. Мол, прибыл столичный «опер», и ему дали худший. А вот секретные лаборатории, где поводятся различные опыты и колдует профессор Генрих Францевич, снимали на Васильевском, в Институте высокомолекулярных соединений. Очень благодарны руководству, что нас туда «по дружбе» пустили и мы смогли показать фантастические интерьеры и приборы. Один комнатный коллайдер чего стоит!

«Звезды» работали бесплатно

– Вы рассказывали, что и большинство артистов в картине снимались «по дружбе», а звезды работали бесплатно. Легко ли удалось заполучить знаменитостей на таких условиях?

– Легко. Ведь мы десятилетия знаем друг друга. Все очень заняты, но нашли время. Так роль Промокашки исполняет Александр Баширов, Жеглова – Вячеслав Бутусов, а Гриши «Шесть–на –Девять» – Олег Гаркуша. Спасибо Наташе Фиссон, которая согласилась на Маньку Облигацию. Прекрасно играют и другие актеры, Женя Любич, Татьяна Колганова. Александр Ильющенко, например, вылитый Шарапов. Ему сразу веришь. А Игорь Сладкевич из «Комик-Треста» примерил сразу три образа. В том числе интеллигента Груздева. В «Месте встречи» он жертва репрессий, но у нас – отрицательный персонаж. И Жеглов, который приезжает на помощь Шарапову, его сразу раскусил.

– А вы какую роль играете?

– Старшего дворника. Причем постоянно это подчеркиваю и хожу со специальным значком. Тогда действительно выдавались такие. Это роль второго плана, но, считаю, совсем не обязательно постоянно быть в кадре, чтобы тебя запомнили. Нередко фильм делают именно маленькие роли, а главные герои уходят на задний план.  

– Средства на картину тоже собирали с помощью краудфандинга – народного финансирования. Каким же получился бюджет?

– Немногим больше 300 тысяч рублей. Люди сдавали по 500, 1000 рублей, а некоторые приносили реквизит. В том числе подлинные вещи времен блокады. Всех, кто помог, перечислили в финальных титрах. Вкладывали и свои средства. В основном деньги тратились на технику, монтаж, цветокоррекцию. Артисты, повторю, трудились без гонораров. Это тоже фантастика, потому что в наши времена так дешево кино не снимают. Если бы официально, на государственные деньги, потратили бы, наверное, не один миллион.

– Какова дальнейшая судьба фильма?

– Мы уже получили прокатное удостоверение Госфильмофонда. Недавно в кинотеатре «Родина» состоялась премьера, и до 15 декабря открыта выставка, посвященная нашей двухлетней работе. В январе картина выйдет в широкий прокат. Ее уже ждут в Перми, Москве, других городах. Получилась знаковая перекличка. В 2020-м 40 лет, как не стало Высоцкого. Памяти Владимира Семеновича, памяти Жеглова, образа, который навсегда в наших сердцах, посвящаем этот фильм. И, мне кажется, совсем неплохо, что новый 2021 год тоже начнется со смешной, яркой и немного грустной – «Митьковской встречи эры милосердия».

Елена Данилевич, "АиФ"-Санкт-Петербург"

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно