1996

Удивительный и загадочный: в чём уникальность «Сталкера» Тарковского

«Сталкер» / Кадр из фильма

19 мая 1980 года увидело свет одно из самых значительных произведений Андрея Тарковского — фильм «Сталкер». Это последняя картина режиссёра, созданная на родине и сделавшая имя Тарковского широко известным на Западе.

АиФ.ru попытался понять, почему именно «Сталкер» стал самой знаменитой картиной Тарковского.

Пятый по счёту фильм Андрея Тарковского «Сталкер» положил начало позднему периоду творчества режиссера. Действие картины происходит в строго охраняемой заповедной Зоне, возникшей на месте падения метеорита примерно за 20 лет до показанного момента. Оцепленная военными кордонами и колючей проволокой, Зона полна соблазнов и ловушек. Но живёт она не по обычным земным физическим законам, здесь действуют особые таинственные механизмы: самые заветные, самые искренние и самые выстраданные желания Зона может выполнять.

Андрей Тарковский
Андрей Тарковский. Фото: flickr.com

За основу была взята повесть «Пикник на обочине» Аркадия и Бориса Стругацких, считавшихся в киномире абсолютно неэкранизируемыми. Работая с режиссёром, писатели много раз переписывали текст: Тарковский бесконечно вносил правки, настаивал на переделках, изменениях и выбраковывал материал.

Съёмки фильма по сценарию с рабочим названием «Машина желаний» начались в феврале 1977 года в 25 километрах от Таллинна на реке Ягала: здесь находилась разрушенная электростанция, недалеко от которой располагалась действующая целлюлозно-бумажная фабрика, сбрасывающая отходы в реку, ставшую мёртвой. Весь этот пейзаж идеально подходил под образ Зоны Тарковского.

Три героя — Сталкер, Профессор и Писатель — совершают напряжённое духовное странствие к познанию себя. Их цель — найти на территории Зоны особую Комнату, способную осуществлять желания.

Тарковский пригласил на роли главных героев своих излюбленных актёров — Анатолия Солоницына (Писатель, воплощающий мировоззрение художника), Николая Гринько (Учёный, олицетворяющий научный материализм) и Александра Кайдановского (Сталкер — не находящий своего Христа вечный апостол, воплощающий символ веры).

Крупные планы растраченных жизнью лиц, монохромное изображение, сведённое к сине-сизой гамме, непрерывная текучесть времени, переданная насколько возможно максимальным отказом от привычных монтажных склеек: Тарковский создаёт фантастическую территорию отчуждения, мучительной разрухи и безысходности и погружает зрителя в ощущение, что Зона рядом с ним.

Кадр из фильма

Работа над фильмом была мучительной, долгой, конфликтной. Фактически фильм переснимали три раза: первые съёмки оказались браком, несколько тысяч метров отснятого материала в лаборатории «Мосфильма» по халатности персонала были загублены. Как вспоминала монтажёр Тарковского Людмила Фейгина, «только гигантская воля Тарковского вернула его и всю команду второй раз к замыслу и помогла родить второго "Сталкера". Кровь сочилась из Тарковского! Ни один режиссёр не смог бы на это решиться».

Прокатная судьба «Сталкера» в России была достаточно успешной: это чуть ли не единственный фильм Тарковского, который не подвергался жёстким правкам цензуры. В мае 1979 года в студии «Мосфильм» состоялся закрытый показ фильма, а простому зрителю фильм впервые фильм показали 19 мая 1980 года в кинотеатре «Мир» на Цветном бульваре. После этого 196 копий картины разошлись по стране. Отечественные критики не придали большого значения выходу нового фильма, и только в 1981 году, после того, как «Сталкер» был показан на Каннском фестивале и отмечен специальной премией, отзывы и рецензии на картину появились в русскоязычной прессе.

Кадр из фильма
 

«Сталкер», почти сразу оцененный кинокритиками как одно из наиболее значительных произведений Тарковского, сделал имя режиссёра широко известным на Западе и ввёл его в русло общемировой и популярной проблематики «конца света».

Фантастический и вневременной «Сталкер» — фильм, который может быть прочитан как картина историческая и даже социальная. Само слово «зона», которое раньше имело зловещий, лагерный смысл в русском языке, стало обозначать «место, где случилась катастрофа». Вот почему огромный всплеск интереса к фильму, который как будто предсказал события на Чернобыльской АЭС, возник в 1986 году.

Кадр из фильма

Невоенные пейзажи развалин, более фантастические, чем любые экранные чудеса, пустое жильё, лес, куда не может ступить нога человека, граница охраняемой Зоны и новые «сталкеры», возвращающиеся на заражённую территорию в поисках веры, смысла и самих себя — всё это стало трагической реальностью, окутанной апокалиптическими ассоциациями.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно