«Никакие связи не помогут сделать ножку маленькой, душу — большой, а сердце — справедливым», — говорил в сказке «Золушка» смешной, завораживающе милый Король. И в сложном 1947 году, когда был снят фильм, и много позже советские дети всех поколений понимали что-то важное про справедливость и что всё в итоге будет правильно и хорошо...
Нелепого Короля в «Золушке» играл лауреат Сталинской премии, орденоносец и солидный актер Эраст Гарин. Таких ролей-узнавалок у великого комического артиста было множество. Он же, например, профессор из «Джентльменов удачи», а его голосом говорит Ослик Иа в знаменитом мультике: «Жалкое зрелище… Душераздирающее зрелище...». 10 ноября — 120 лет со дня рождения Эраста Павловича. АиФ рассказывает о яркой и непростой судьбе актёра.
По военной дороге…
Эраст Гарин родился в 1902 году в Рязани в семье лесничего. Лесничего, да-да! И тут опять вспоминается «Золушка». Отец Эраста, конечно же, не жил на выселках недалеко от замка Людоеда. Он был чиновником, а семья увлекалась искусством. В Москве в то время уже гремел МХАТ, а в рязанском театре делали кальки знаменитых постановок. Юный Гарин даже участвовал в этих спектаклях, и, как скромно пишет в своих воспоминаниях, его ценила публика.
В 17 лет Эраст ушел в Красную армию. Ту службу он вспоминал, скажем так, своеобразно. Поезд с красноармейцами долго шел из Рязани в Москву, потом отряд расквартировали в столице. Красноармейцы рубили двери на обогрев, боролись со вшами и… играли спектакли. Гарин выступал в любительском театре, который вскоре превратился в Первый самодеятельный театр Красной армии.
Воспоминания Гарина о Гражданской войне — это рассказ о постановках, ролях и спорах, которые касались знаменитых московских театров. Причем наглые рязанцы в основном столичных коллег критиковали.
В одном из спектаклей (играли в нынешнем доме-музее Пушкина на Арбате, тогда просто в доме, о Пушкине там не говорили) Эраста заметил сам Всеволод Мейерхольд, знаменитый режиссер-новатор, и сказал: «Учиться вам надо, учиться».
Гарин и пошел учиться. Школу Студию МХАТ он отверг: «Почему? Очень кастово они держались. Черта интеллигентской отчужденности, этакой избранности, обособленности была им свойственна». Эраст учился на высших режиссерских курсах Мейерхольда. И этот режиссер стал одним из главных людей в его жизни.
От Мейерхольда не отрекся
В театре Мейерхольда Эраст Гарин проработал 14 лет. Дважды уходил, но возвращался. Конкурировал с Игорем Ильинским (товарищ Огурцов в «Карнавальной ночи») за звание лучшего комического актера сначала в театре, позже в кино. Даже свои мемуары, изданные в 1974 году, Гарин назвал: «С Мейерхольдом: Воспоминания». В них разбирается каждый спектакль, каждая роль. Нет только самого главного. Летом 1939 года Всеволода Мейерхольда арестовали. В феврале 1940 он был расстрелян. Гарин и его жена Хеся Локшина общались с мэтром и после разгрома его театра, пили с ним чай перед арестом, посылали телеграммы, когда режиссер уже был приговорен. Не отрекались, верили, что он вернется, подвергая себя немалому риску. В 1956 году, сразу после реабилитации режиссера, Эраст Гарин поставил в Театре Киноактера спектакль «Мандат» по пьесе Николая Эрдмана, который придумал его великий учитель. Это был и гражданский поступок, и долг памяти.
Как стать звездой?
Постепенно Эраст Гарин стал кумиром театральной Москвы. Но всесоюзную славу ему все-таки принесло кино. Несколько ролей в 1930-х сделали его известным, а после фильма «Музыкальная история» он превратился в любимца публики. Гарин сыграл недалекого воздыхателя главной героини, нелепого, решительного, но трогательного. А потом была роль в ставшей классической комедии «Свадьба», где компанию ему составили Фаина Раневская и Михаил Яншин.
«Особенностью моей киномаски (возможно, это мое индивидуальное свойство) я считаю олириченность той эксцентрики, которая в ней обязательно присутствует. Не лиризм, не лирическое начало, как его понимают, имея в виду жанр, а то, чем обогащается образ, пропущенный через актерское «я», через субъективный внутренний мир актера», — рассуждал о своих работах Эраст Павлович.
Гарину можно было все. Его герои хулиганили, издевались, кривлялись — и мгновенно становились любимцами публики.
Но основной своей работой он все-таки считал режиссуру. И в кино, и в театре. Его первый фильм — «Женитьба», снятый в 1936 году, был раскритикован и в прокат не вышел. Более того, ленту уничтожили, не сохранилось ни одной копии. Он ставил спектакли в Ленинградском театре комедии, Театре Киноактера в Москве, в Театре Сатиры. Снял ещё несколько фильмов, среди которых «Принц и нищий», «Обыкновенное чудо», «Веселые расплюевские дни».
В «Обыкновенном чуде» (1964 год) он снова сыграл Короля. Потом, совершенно по-другому, эту роль исполнит Евгений Леонов (режиссер Марк Захаров, 1978). Сравнивать два исполнения — отдельное наслаждение.
Во время съемок фильма «Веселые расплюевские дни» (1966 год, Эраст Гарин был в нем и режиссером, и сценаристом) актеры по сценарию играли в снежки. Кусок льда попал в лицо Гарину. Один глаз был потерян, а позже актер практически перестал видеть. До самой смерти в 1980 году Гарин продолжал сниматься, писал книги, теряя зрение и погружаясь в темноту. И стесняясь своей кривизны. Именно поэтому у Гарина так много радиоспектаклей и работ в мультфильмах, десятки любимых героев говорят его голосом. Впрочем, записи на радио еще в 1930 году Гарин считал крайне важным делом и по-актерски создавал персонажей.
О большой любви
Эраст Павлович женился очень рано, в 20 лет, на ровеснице Хесе Локшиной. Вместе они встретили старость, Хеся Александровна умерла в 1982-м, через два года после мужа. Они похоронены рядом на Ваганьковском. Но их жизнь не была семейной идиллией, вернее не всегда была.
Эраст и Хеся вместе работали у Мейерхольда, он актером, она ассистентом режиссера, порой выходила на сцену. Позже перешла на Ленфильм и вместе с Эрастом Гариным была режиссером злополучного фильма «Женитьба» (1936). Разгром фильма застал супругов уже вроде как чужими людьми. В 1935 году Гарин развелся с Хесей и вскоре женился вновь.
Его новой избраннице Любови Рудневой (Фейгельман) было 20 с небольшим, Гарину — 32, но он уже считался известным актером, сейчас сказали бы — звездой. Но и Люба была не промах. Еще в 1934 году появилось довольно известное стихотворение Ярослава Смелякова:
Посредине лета
высыхают губы.
Отойдем в сторонку,
сядем на диван.
Вспомним, погорюем,
сядем, моя Люба,
Сядем посмеемся,
Любка Фейгельман!
Свой роман со Смеляковым Любовь Руднева категорично опровергала. Да и сам Смеляков позднее соглашался, что его стихи восприняли слишком буквально.
Но девушка она была действительно яркая, и уже в 20 лет (!) Мейерхольд пригласил ее к себе в театр преподавать в мастерской современного слова. В театре и закрутился роман Гарина и Рудневой. Люба оказалась в положении, и в 1935-м они расписались. Их брак скоро распался — в 1941 году пара развелась.
У них было две дочери. Старшая Алена еще в юности добровольно ушла из жизни. О подробностях этой истории в семье предпочитали не рассказывать. Вторая дочь Гарина и Рудневой Ольга — искусствовед, автор детских книг и воспоминаний об отце.
Сама Любовь Руднева стала известной писательницей, вышла замуж за прозаика Юрия Полухина. Особенно известны ее книги о военно-морском флоте и обороне Севастополя во время Великой Отечественной. Руднева умерла в возрасте 88 лет в Москве.
После развода с Любовью Рудневой Эраст Гарин вернулся к первой жене. Они и во время брака Гарина с Рудневой не разрывали отношений, во всяком случае, чай с Мейерхольдом перед его арестом они пили вместе и телеграмму потом посылали ему вдвоем.
Так и сошлись снова Эраст Гарин и Хеся Локшина. Детей у них не было, но были работа и любовь до самой смерти.
Король Эраста Гарина в «Золушке» все время выбрасывал корону и собирался сбежать куда-нибудь подальше — от глупости, от грубости, от обид, от неприятностей. Но потом все равно оставался: «Ну, так и быть, остаюсь на престоле. Подайте мне корону».
Эраст Гарин тоже с нами. Достаточно включить «Золушку».


«За печкою поёт сверчок». Под эту колыбельную дети засыпают и сегодня
Наталья Гвоздикова: «В бандитскую “малину” меня не взяли»
Крестники Сергея Соловьева. Судьба актеров из «Ста дней после детства»
Утонуть за 60 секунд. Как снималась картина «А зори здесь тихие»
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть