64

Сухогруз из Жданова, уран из Италии. Как снимали «Пиратов XX века»

Фильм «Пираты ХХ века».
Фильм «Пираты ХХ века». Кадр из фильма

Понять вкусы массового советского зрителя по спискам самых кассовых фильмов практически невозможно. В разные годы лидерами рейтинга становились фильмы различных жанров — военные драмы, исторические эпопеи и комедии (в основном Леонида Гайдая). Мелодрамы тоже поучаствовали в этом соревновании — «Москва слезам не верит» была вполне себе хитом, а мексиканская «Есения» вообще удерживает абсолютное лидерство по количеству зрителей среди всех выпущенных в СССР картин. Но где-то рядом с «Есенией» стоит фильм вполне мужского жанра — боевик 1980 года «Пираты ХХ века».

Сценарий от Говорухина

Появлению этой картины советские зрители обязаны двум обстоятельствам. Где-то во второй половине 1970-х в газетах СССР промелькнула заметка о нападении пиратов Средиземного моря — да, такие тогда ещё водились — на итальянский корабль с грузом урана. Судьба урана вроде бы неизвестна, он куда-то пропал, но сам факт такой ситуации почти в центре Европы вызвал интерес советских кинематографистов. И два режиссера — Станислав Говорухин и Борис Дуров — написали сценарий, в котором пиратам противостоят советские моряки. Говорухин, правда, снимать этот фильм отказался сразу — он уже работал над «Место встречи изменить нельзя» и не хотел отвлекаться. А Дуров — до этого он был соавтором Говорухина по «Вертикали» и автором ещё нескольких не столь известных картин — решил довести замысел до конца.

Провести сценарий через худсоветы киностудии оказалось нетривиальной задачей — в процессе из сценария исчез уран, который заменили на опий для фармацевтики; против опия тоже были возражения, но его удалось отстоять. Ну а заодно место действия сместилось в очень отдаленный регион — в Южно-Китайское море, подальше от Европы. В таком виде сценарий всё-таки был утвержден, и Дуров приступил к подбору актеров.

Талгат Нигматулин.
Талгат Нигматулин. Фото: Кадр из фильма

Мускулы Еременко

Определенную роль в формировании актерского состава «Пиратов» сыграла идеология. В СССР долгое время рассматривали иноземное карате как нечто чуждое идеалам коммунизма, предпочитая развивать собственные виды боевых искусств — дзюдо и самбо. Но в те годы вышло небольшое послабление, у каратистов, которые всё же в Советском Союзе были, появилась собственная ассоциация, клубы и секции вышли из подполья — и Дуров воспользовался этим по полной программе. Так, исполнитель роли пирата Салеха актер Талгат Нигматулин как раз занимался восточными единоборствами, а роль советского моряка боцмана Матвеича сыграл Тадеуш Касьянов — один из тех, кто и стоял у истоков советского карате. Касьянов заодно отвечал и за постановку боевых сцен, а его ученики играли в массовке.

Фото: Кадр из фильма

Чуть больше проблем оказалось с исполнителем главной роли — старшего механика Сергея, которому по сценарию приходилось нести на своих плечах основной груз борьбы с захватившими советское судно пиратами и спасения экипажа. Первоначально Дуров рассматривал кандидатуру малоизвестного актера из Литвы Костаса Марининас, а Николая Еременко-младшего, который решил предложить свои услуги, даже не хотел допускать до проб. Дело в том, что у Еременко сложился не тот имидж, который нужен был героям боевиков, — он не так давно снялся в фильме «Красное и чёрное» по Стендалю, сыграл влюбленного в принцессу художника в фэнтезийном мюзикле «31 июня». Но актер сумел убедить режиссера — просто продемонстрировал ему свою мускулатуру и получил свою звездную роль.

Наталья Хорохорина.
Наталья Хорохорина. Фото: Кадр из фильма

Мужчины работают без дублеров

В Южно-Китайское море съемочная группа, разумеется, не поплыла, а всю натуру нашли на юге страны. Порт, в котором сухогруз «Нежин» получает ценный товар, — это порт города Жданов (сейчас — Мариуполь); «Нежин» — это сухогруз «Фатеж», который тогда был приписан к Азовскому морскому пароходству. Второй, пиратский корабль нашли там же — им стал теплоход «Адмирал Лунин», позже проданный в Грецию и затопленный в 1995 году. Остальные места снимали в Крыму — в части сцен искушенные зрители могли узнать окрестности Коктебеля и поселка Оленевка с мысом Тарханкутом. Ну а Голубая бухта у поселка Новый свет вообще была излюбленным местом советских киношников — до «Пиратов» в ней снимали «Человека-амфибию» и «Три плюс два».

Николай Дёмин, Виктор Жиганов.
Николай Дёмин, Виктор Жиганов. Фото: Кадр из фильма

Еременко почти все трюки в фильме  выполнял без дублеров — даже дрался с Нигматулиным сам, хотя тот к тому времени уже был чемпионом Узбекистана по карате. Актер вспоминал, что те драки оставили у него множество отметин — были синяки, ссадины и выбитые кости. Он даже сам спасал женщин с тонущего «Нежина» — правда, каюты с водой снимали в бассейне ялтинской гостиницы, где построили масштабные декорации. А вот актрисы, героинь которых он спасал — Наталья Хорохорина (буфетчица Маша) и Майя Эглите (библиотекарь Айна), — от плавания под водой отказались, и их дублировала девушка-водолаз.

Сергей Кучков.
Сергей Кучков. Фото: Кадр из фильма

В прокат фильм вышел в июле 1980 года. Тот год был богат на кассовые релизы — даже у занявшей четвертое место картины «Петровка, 38» было 53,4 млн проданных билетов. Ну в тройке сильнейших оказались «Экипаж» Александра Митты (71,1 млн) и «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова (84,4 млн). Ну а «Пираты XX века» за год посмотрели 87,6 млн зрителей; по некоторым данным, фильм ещё года четыре можно было увидеть в кинотеатрах — конечно, не во всех, но всё равно ситуация неординарная. В итоге к 1990 году его аудитория составила около 120 млн человек — треть населения Советского Союза. Что любопытно — вскоре после выхода этого фильма карате снова попало под запрет, но «Пиратов» с проката никто убирать и не подумал.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно