Есть истории, которые буквально просятся на большой экран. Такое случается, если писателям удается создать некий огромный мир, который читатель захочет не только представить в своем воображении, но и сравнить с тем, что напредставляли другие. Такой историей был «Властелин колец» Джона Рональда Руэла Толкина.
Первым делом — хоббиты
«Властелин колец» был издан в виде трилогии в середине 50-х, а «толкиномания» началась чуть позже и в США. Мир Средиземья удачно вписался в движение хиппи, так что уже к середине 60-х придуманный Толкином сюжет зажил своей собственной жизнью. Тогда же появились первые идеи об экранизации книги — интерес к этому фильму проявили музыканты из The Beatles, которые, разумеется, хотели сыграть четырех хоббитов. Но этот проект так и не был, к счастью, реализован — не исключено, что экранизация получилась не слишком удачной, что могло поставить крест на будущих проектах такого рода.
Только мультики
Но «Властелин колец» всё равно просился на экран, и первопроходцами стали аниматоры. Режиссеры Артур Ранкин и Жюль Бэсс в 1977-м сняли мультфильм по повести «Хоббит, или Туда и обратно», а в 1980-м — по третьему тому «Властелина...» («Возвращение короля»). Столь необычный выбор материала для экранизации объяснялся просто — в 1978-м Ральф Бакши уже снял анимационный фильм по «Братству кольца» и частично — по «Двум крепостям» (соответственно — второй и третий тома «Властелина...»).
Советское не значит лучшее
Любопытно, что к началу 90-х советские телевизионщики почти догнали по числу экранизаций Толкина своих западных коллег. В 1985-м на Ленинградском телевидении вышел телеспектакль по «Хоббиту», а в 1991-м — инсценировка «Братства кольца» под названием «Хранители». Обе эти постановки, разумеется, безнадежно проигрывали по качеству западным фильмам, но в телеспектакле, например, играли Иван Краско, Игорь Дмитриев и Зиновий Гердт (он читал закадровый текст), а в инсценировке за музыкальное оформление отвечал Андрей «Дюша» Романов — музыкант группы «Аквариум» и лидер группы «Трилистник».
И пришел Джексон
Питер Джексон с детства увлекался кино, особенно спецэффектами во время съемок, и поначалу занимался дешевыми фильмами ужасов, в которых мог продемонстрировать оба своих таланта. Толкина он тоже любил — ещё подростком увидел мультфильм Бакши, прочитал саму трилогию и буквально влюбился в Средиземье. С середины 1990-х Джексон пытался добиться разрешения на экранизацию и финансирование этого дорогостоящего проекта; он увлек этой идеей и могущественного продюсера Харви Вайнштейна, но даже с его помощью не смог набрать нужную сумму. «Властелин...» Джексона едва не стал одним фильмом со множеством обрезанных сюжетных линий и отсутствующими персонажами. Но в дело вмешалась компания New Line Cinema — и экранизация обрела знакомый нам сегодня вид: три фильма, являющиеся почти дословным переносом на экран трех книг Толкина.
Миллиарды «Властелина...»
Питер Джексон подошел к фильму по эпическому фэнтези с таким же эпическим размахом. Он снимал все три части одновременно — это заняло больше года, а на производство было потрачено около $300 млн. Сумма весьма внушительная — особенно для фильма, который может и не «выстрелить». Но всё обошлось. Премьера первой части — «Братство кольца» — состоялась 10 декабря 2001 года в лондонском Odeon Leicester Square; спустя неделю фильм вышел в прокат и начал зарабатывать. Отметим, что кассовые сборы первого фильма хоть и окупили затраты на создание всей трилогии, но особым размахом (особенно по сегодняшним временам) не отличались — всего $871 млн, даже до миллиарда не дотянули. Тем не менее это было успехом, так что вторая и третья части вышли по графику — в декабре 2002-го и декабре 2003-го, — а их суммарная выручка лишь немного не дотянула до $3 млрд.
Нужно больше хоббитов
Трилогия Питера Джексона по «Властелину колец» — особенно в режиссерской версии, в которой более 13 часов — была очень благосклонно принята фанатами Толкина. Режиссер показал именно тех хоббитов, эльфов и людей, которых все ожидали увидеть; возможно, он немного переборщил с мерзостью орков — но это ему быстро простили. Сам Джексон решил ковать железо, пока горячо — несколько лет он потратил на приобретение прав на экранизацию и «Хоббита», а затем превратил эту небольшую повесть в такой же масштабный эпик с битвами всех рас Средиземья и драконом. Трилогия «Хоббит», кстати, тоже принесла около $3 млрд, что сделало эту франшизу одной из самых прибыльных в истории кино. Сейчас снимается сериал — там, правда, не будет Бильбо и Фродо Бэггинсов, зато будут эльфы и другие долгожители, которые видели в Средиземье почти всё.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть