Есть истории, которые буквально просятся на большой экран. Такое случается, если писателям удается создать некий огромный мир, который читатель захочет не только представить в своем воображении, но и сравнить с тем, что напредставляли другие. Такой историей был «Властелин колец» Джона Рональда Руэла Толкина.
Первым делом — хоббиты
«Властелин колец» был издан в виде трилогии в середине 50-х, а «толкиномания» началась чуть позже и в США. Мир Средиземья удачно вписался в движение хиппи, так что уже к середине 60-х придуманный Толкином сюжет зажил своей собственной жизнью. Тогда же появились первые идеи об экранизации книги — интерес к этому фильму проявили музыканты из The Beatles, которые, разумеется, хотели сыграть четырех хоббитов. Но этот проект так и не был, к счастью, реализован — не исключено, что экранизация получилась не слишком удачной, что могло поставить крест на будущих проектах такого рода.
Только мультики
Но «Властелин колец» всё равно просился на экран, и первопроходцами стали аниматоры. Режиссеры Артур Ранкин и Жюль Бэсс в 1977-м сняли мультфильм по повести «Хоббит, или Туда и обратно», а в 1980-м — по третьему тому «Властелина...» («Возвращение короля»). Столь необычный выбор материала для экранизации объяснялся просто — в 1978-м Ральф Бакши уже снял анимационный фильм по «Братству кольца» и частично — по «Двум крепостям» (соответственно — второй и третий тома «Властелина...»).
Советское не значит лучшее
Любопытно, что к началу 90-х советские телевизионщики почти догнали по числу экранизаций Толкина своих западных коллег. В 1985-м на Ленинградском телевидении вышел телеспектакль по «Хоббиту», а в 1991-м — инсценировка «Братства кольца» под названием «Хранители». Обе эти постановки, разумеется, безнадежно проигрывали по качеству западным фильмам, но в телеспектакле, например, играли Иван Краско, Игорь Дмитриев и Зиновий Гердт (он читал закадровый текст), а в инсценировке за музыкальное оформление отвечал Андрей «Дюша» Романов — музыкант группы «Аквариум» и лидер группы «Трилистник».
И пришел Джексон
Питер Джексон с детства увлекался кино, особенно спецэффектами во время съемок, и поначалу занимался дешевыми фильмами ужасов, в которых мог продемонстрировать оба своих таланта. Толкина он тоже любил — ещё подростком увидел мультфильм Бакши, прочитал саму трилогию и буквально влюбился в Средиземье. С середины 1990-х Джексон пытался добиться разрешения на экранизацию и финансирование этого дорогостоящего проекта; он увлек этой идеей и могущественного продюсера Харви Вайнштейна, но даже с его помощью не смог набрать нужную сумму. «Властелин...» Джексона едва не стал одним фильмом со множеством обрезанных сюжетных линий и отсутствующими персонажами. Но в дело вмешалась компания New Line Cinema — и экранизация обрела знакомый нам сегодня вид: три фильма, являющиеся почти дословным переносом на экран трех книг Толкина.
Миллиарды «Властелина...»
Питер Джексон подошел к фильму по эпическому фэнтези с таким же эпическим размахом. Он снимал все три части одновременно — это заняло больше года, а на производство было потрачено около $300 млн. Сумма весьма внушительная — особенно для фильма, который может и не «выстрелить». Но всё обошлось. Премьера первой части — «Братство кольца» — состоялась 10 декабря 2001 года в лондонском Odeon Leicester Square; спустя неделю фильм вышел в прокат и начал зарабатывать. Отметим, что кассовые сборы первого фильма хоть и окупили затраты на создание всей трилогии, но особым размахом (особенно по сегодняшним временам) не отличались — всего $871 млн, даже до миллиарда не дотянули. Тем не менее это было успехом, так что вторая и третья части вышли по графику — в декабре 2002-го и декабре 2003-го, — а их суммарная выручка лишь немного не дотянула до $3 млрд.
Нужно больше хоббитов
Трилогия Питера Джексона по «Властелину колец» — особенно в режиссерской версии, в которой более 13 часов — была очень благосклонно принята фанатами Толкина. Режиссер показал именно тех хоббитов, эльфов и людей, которых все ожидали увидеть; возможно, он немного переборщил с мерзостью орков — но это ему быстро простили. Сам Джексон решил ковать железо, пока горячо — несколько лет он потратил на приобретение прав на экранизацию и «Хоббита», а затем превратил эту небольшую повесть в такой же масштабный эпик с битвами всех рас Средиземья и драконом. Трилогия «Хоббит», кстати, тоже принесла около $3 млрд, что сделало эту франшизу одной из самых прибыльных в истории кино. Сейчас снимается сериал — там, правда, не будет Бильбо и Фродо Бэггинсов, зато будут эльфы и другие долгожители, которые видели в Средиземье почти всё.
Хроники распада The Beatles. О чем фильм Питера Джексона «Вернись»
Властелин хоббитов. Питер Джексон, который понял Толкина
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть