Многие уверены, что звезда легендарного советского фильма «Весна на Заречной улице» Нина Иванова исчезла с экранов сразу после премьеры – однако это не так: в ее фильмографии больше десятка работ.
Но даже одной прославленной роли оказалось достаточно, чтобы сделать актрису всенародной любимицей: женщины по всей стране подражали прическе ее героини, а мужчины засыпали письмами, зовя под венец.
Со съемок – на завод
Нина Иванова никогда не хотела стать актрисой – она росла в обычной московской семье, хорошо училась, мечтала о медицине. Но в десять лет ее жизнь резко изменилась: режиссер Виктор Эйсымонт пригласил девочку на пробы в фильм о блокадном Ленинграде «Жила-была девочка». К удивлению родных и самой Нины, она сразу получила главную роль.
Съемки проходили в тяжелейших условиях. Ленинград еще не оправился от блокады, а съемки велись в перерывах между авианалетами. Картина вышла в 1944 году и стала настоящим событием в СССР, а на Венецианском кинофестивале даже получила приз.
Тогда казалось, что талантливую дебютантку ждет большое будущее в искусстве, но сама она быть актрисой не хотела. Да и мечты о медицине пришлось забыть: после восьмого класса Иванова была вынуждена пойти работать на завод аппаратуры «Москино», чтобы помогать семье.
«Локон страсти»
Ради заработка Иванова время от времени все же снималась в дипломных короткометражках начинающих режиссеров. В одной из них ее и заметил Марлен Хуциев, который вместе с Феликсом Миронером только собирался приступить к съемкам фильма «Весна на Заречной улице». Он сразу понял, что нашел свою героиню.
Правда, не все были в восторге от этого выбора. Уже тогда известный артист Николай Рыбников, сыгравший сталевара Сашу, открыто протестовал против кандидатуры непрофессиональной актрисы и утверждал, что она «все испортит».
Впрочем, его предсказание не сбылось: лирическая история о первой любви в вечерней школе в 1956 году стала настоящим хитом. Иванова в роли строгой, но обаятельной учительницы Татьяны Сергеевны покорила сердца миллионов зрителей, а Рыбников стал кумиром рабочего класса. Экранная любовь их персонажей оказалась до того правдоподобной, что зрители приняли ее за чистую монету и «поженили» актеров всерьез.
На Нину обрушилась слава. Ей писали письма, делали предложения руки и сердца. Женщины массово калили на плите вилки, чтобы повторить ее прическу, и нещадно сжигали себе волосы ради кокетливого завитка над виском, который в народе прозвали «локон страсти».

Влюбленная камера
Многие уверены, что героиня «Весны на Заречной улице» получилась такой привлекательной не только благодаря таланту актрисы.
«Татьяна Сергеевна в «Весне…» была так красива потому, что камера смотрела на нее влюбленными глазами оператора Радомира Василевского. Эти двое были настолько поглощены друг другом, они словно символизировали собой обновление нашего кинематографа», - рассказывали создатели картины.
Действительно, снявший картину Василевский до того потерял голову, что ради Ивановой даже развелся с женой, с которой воспитывал четырехлетнюю дочь. Сразу же после завершения съемок влюбленные поселились вместе в Одессе.
«Однажды прихожу в гости: Нина, раскинув руки как птица, лежит на полу, а Радик очерчивает ее фигуру мелком: «Буду шить жене модную пижаму!» Помню, я даже завидовал их отношениям, в них была такая весенняя легкость. Интеллигентный Радик и улыбающаяся, солнечная Ниночка…» - вспоминал их сосед из киношных кругов.
Поженилась пара лишь через четыре года совместной жизни – из-за затянувшегося развода Василевского с первой женой. Однако брак оказался недолговечным. Поговаривали о неверности с обеих сторон, нежелании актрисы иметь детей и разногласиях по поводу ее карьеры – Радомир настаивал на поступлении Нины в театральный вуз, а она отказывалась. Так или иначе, в 1966 году Иванова вернулась в Москву уже одна.
Из кадра – за кадр
После роли в «Весне на Заречной улице» казалось, что перед Ниной откроются все двери. Однако карьера актрисы развивалась не так стремительно, как ожидалось.
Она снялась в «Киевлянке» и «Наследниках» Тимофея Левчука, затем исполнила главную роль в мелодраме «Любовью надо дорожить». Были и эпизоды – в фильме Василия Шукшина «Живет такой парень», комедии Вениамина Дормана «Легкая жизнь», но ни одна из ролей не смогла повторить успех, который принесла «Весна…». Критики связывали это с отсутствием профессиональной подготовки, зрители же упорно продолжали видеть в Ивановой учительницу из первого большого фильма.
Идея получить актерское образование возникала у нее не раз, но мешало отсутствие среднего. А пойти в вечернюю школу актриса не решалась – ей казалось, что после роли учительницы это будет выглядеть неловко.
Последней крупной картиной Нины Георгиевны в 1966 году стала «Серая болезнь», после которой она решила оставить профессию, хотя потом появилась еще в двух лентах.
А чуть позже Иванова окончила режиссерские курсы, устроилась на киностудию имени Горького и работала ассистентом, а затем вторым режиссером. Этой работе она посвятила почти два десятилетия – до конца 80-х, поставив даже несколько выпусков «Ералаша».
Другой человек
В 90-х, когда для кинематографа наступили трудные времена, Иванова стала работать старшей медсестрой в онкологическом отделении больницы. Также она окончательно отказалась от публичности – перестала выходить в свет и давать интервью. Нина Георгиевна не требовала никаких почестей – считала, что актрису должны запомнить молодой, а уходить нужно красиво.
«Я не Татьяна Сергеевна, я другой человек», - говорила Иванова тем, кто пытался вернуть ее в прошлое. Сделавший ее знаменитым фильм она не пересматривала: когда «Весну…» показывали по телевизору, просто переключала канал. А с Николаем Рыбниковым больше никогда не встречалась.
Нина Георгиевна умерла 1 декабря 2020 года, тихо, во сне. Ей было 86 лет.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть