2214

Сияющая Мирдза. Что разрушило семью самой красивой латышки советского кино

Мирдза Мартинсоне.
Мирдза Мартинсоне. / «Мираж» (1983) / Кадр из фильма

Её называли главной латвийской красавицей советского экрана: пухлые чувственные губы, рыжие волосы, высокий рост, походка и манеры дамы высшего света — так ведут себя женщины, которые знают себе цену. Прибалтийские актрисы в СССР пользовались особой популярностью из-за своего «иностранного» шарма, акцента, принадлежности к касте «наших европейцев» на экране. Не стала исключением и Мирдза Мартинсоне.

Хотела стать химиком

Она родилась в 16 августа 1951 года в Риге. Отец и мать Мартинсоне встретились в Краю голубых озёр — Латгальском регионе Латвии, уроженкой которого была мать Мирдзы. Ее будущий папа в то время служил в погранвойсках, и в увольнении на танцах познакомился с Моникой, на которой вскоре женился. Там же, в Латгалии Мирдза в детстве проводила каждое лето под присмотром бабушки. Это красивое место на всю жизнь стало для нее любимым пристанищем. А имя, которое родители выбрали для дочери, в переводе с греческого означает «мир», а с латышского — «сияющая».

Поклонники окружали ее с малых лет: например, однажды в детском саду влюбленный в нее мальчик даже рискнул жизнью — выбежал на дорогу и лег на асфальт перед идущим троллейбусом. И все ради того, чтобы завоевать сердце Мирдзы...

В школе ей нравились химия, физика и математика. Мирдза с удовольствием принимала участие в школьных постановках, хотя о карьере актрисы в те годы не думала. После получения аттестата поступила на химический факультет Рижского политеха, параллельно посещая театральную студию. В это студенческое время учитель Вернер Страупе предсказал, что его любимой ученице суждена творческая карьера. Она задумалась над тем, что, возможно, ошиблась в выборе профессии. А затем хороший знакомый показал ей объявление в газете «Голос Риги» о наборе студентов в Народную студию киноактёра. Мирдза вспомнила совет своего наставника и поступила с первой попытки.

Там судьба сразу же сделала ей подарок — педагогом в Народной студии оказался главный режиссер знаменитого рижского театра «Дайлес», который заметил Мирдзу и направил ее на театральный факультет Латвийской госконсерватории, а потом принял в труппу собственного театра. В 1971 г. Мирдза стала студенткой консерватории, а вскоре режиссеры стали приглашать ее на пробы.

Кстати, и позже она часто искала в том, что с ней происходило, знаки судьбы. Был случай — когда скончалась мама актрисы, ей неожиданно предложили хорошую роль и героиню так же, как и маму Мирдзы, звали Моникой. И конечно, она согласилась. Однажды она попросила хирурга перенести операцию мужа, так как считала, что день для неё выбран неудачно.

Кадр из фильма «Смерть под парусом» (1976)
Кадр из фильма «Смерть под парусом» (1976)

Звёздная роль авантюристки

Как и многие начинающие актеры, в начале творческого пути Мирдза комплексовала из-за своих реальных и вымышленных недостатков: слишком, как ей казалось, высокого роста (на уроках физкультуры в школе, например, ей всегда приходилось стоять в начале шеренги), излишне (как она думала) пухлых губ и формы носа. Одна из актрис сказала ей, что иметь такие пухлые губы — это неприлично, и порекомендовала сильно сжимать их перед камерой. К счастью, театральные педагоги и профессиональные гримеры сумели объяснить Мирдзе, что высокий рост для актрисы — это не минус, а плюс, а чувственные губы сводят мужчин с ума. Это помогло ей поверить в себя. Хотя жизнь, конечно, оказалась сложнее, чем профессиональные установки: в начале 1980-х Федор Бондарчук не взял Мартинсоне на главную роль в фильме о Мексиканской революции «Красные колокола» как раз из-за высокого роста: Мирдза оказалась на голову выше исполнителя главной мужской роли.

Ее кинодебют состоялся в 1970 году, когда, будучи еще студенткой, она снялась в эпизодической роли в героико-приключенческом фильме о Гражданской войне «Стреляй вместо меня» режиссёра Яниса Стрейча. А спустя 5 лет режиссер Сергей Тарасов предложил ей роль леди Анны в кинокартине «Стрелы Робин Гуда».

Кадр из фильма «Стрелы Робин Гуда» (1975).
Кадр из фильма «Стрелы Робин Гуда» (1975).

Первую в своей карьере главную роль она получила в 1976 г. у режиссёра Ады Неретниеце в 2-серийной детективной ленте «Смерть под парусом» по мотивам одноименного романа Чарльза Сноу. Там ее героиней стала подруга сына судостроительного магната. 1982-м Мартинсоне сыграла одну из ведущих ролей — роль жены одного из героев в телевизионной драме «Богач, бедняк...» о судьбе немецких эмигрантов в США, снятой по мотивам одноимённого романа Ирвина Шоу.

Но больше всего она запомнилась зрителям по роли в 3-серийной криминальной драме режиссера Алоиза Бренча «Мираж», сделанной, как говорили кинокритики, в лучших традициях Голливуда по роману мастера детективного жанра Джеймса Хэдли Чейза «Весь мир в кармане». По сюжету героиня Мартинсоне — рыжеволосая красавица-авантюристка, а по психотипу — расчетливая стерва Джинни Гордон разрабатывает план ограбления инкассаторского фургона с 3-мя млн долл., а после ограбления, когда преступники терпят неудачу, бросается, взявшись за руки вместе со своим возлюбленным с отвесной скалы и разбивается насмерть. Как рассказывали, Мирдзе и ее партнеру по съемкам Мартиньшу Вилсонсу действительно пришлось прыгать со скалы — правда, не с той, что видна в кадре, а пониже. Для страховки к ногам актеров при этом привязывали тросы, а внизу стелили мягкие маты.

Эта роль стала звездным часом Мартинсоне, после чего на нее обрушилась всенародная любовь. Она сыграла в кино более 60 ролей, в числе которых — пикантная деталь! — была и роль учительницы в одном из первых постсоветских эротических фильмов «Фотография женщины с диким кабаном», где Мартинсоне с ее прекрасной фигурой предстала перед зрителем полностью обнаженной, чем вызвала множество упреков. К ее чести, актриса реагировала на эти нападки спокойно, а после развала СССР не отказывалась от предложений российских режиссёров: например, в 2012 г. сыграла главную роль в сериале Каринэ Фолиянц «Единственный мой грех», сериале режиссера Славы Росса «Сын» (роль сиделки в финском доме престарелых) и музыкальной мелодраме «Рождённая звездой». А в 2015-м сыграла врача скорой помощи в сериале «Алёшкина любовь» режиссера Елена Николаевой.

В театре Мартинсоне сыграла более 90 ролей. Её театральной крёстной стала Вия Артмане. В первый раз Мирдза вышла на сцену в 1973-м в спектакле «Ночь игуаны» по пьесе Теннесси Уильямса. А в дальнейшем воплотила в Театре Дайлес множеcтво ярких персонажей в постановках произведений Шекспира, Чехова, Бернарда Шоу.

Кадр из фильма «Рождённая звездой» (2015)
Кадр из фильма «Рождённая звездой» (2015)

Развод оформлять не стала

Говорят, что однажды Мартинсоне не устояла перед мужским обаянием актера Ремигмуса Сабулиса, с которым снималась в фильме «Богач, бедняк...». Но ее единственным мужем латвийский киноактер Мартиньш Вердиньш, порадовавший киноманов своими запоминающимися работами в «Интердевочке» и «Мираже». Мирдза и Мартиньш прожили вместе больше 20 лет. В их браке родились двое детей — дочь и сын. Вначале у супругов было все хорошо, хотя муж часто ревновал ее к коллегам-актерам и поклонникам, особенно когда Мирдза участвовала в любовных сценах. Кроме того, ей вечно приходилось мотаться по стране на съемки, что тоже вызывало его неудовольствие. Но хуже всего, что муж пил, хотя и не раз пытался избавиться от пристрастия к алкоголю в психиатрической клинике. В итоге, Мирдза ушла, признав свое поражение в борьбе с тягой к «зеленому змию» у своего супруга. И поначалу наотрез отказывалась встречаться с Вердиньшем, хотя и не противилась его контактам с детьми.

Сам актер признавал, что Мирдза — его самая большая любовь, которой он лишился из-за бутылки. Уже после расставания этой пары их повзрослевший сын помог отцу «завязать» с пагубным пристрастием, но семья уже так и не восстановилась.

Развод Вердиньш и Мартинсоне оформлять не стали, но вместе не живут, хотя иногда и общаются. Поводы для этого есть — например, недвижимость в общей собственности, в том числе загородный дом. А из кино Вердиньшу пришлось уйти, освоив работу декоратора.

Сейчас актриса живет в обычной 3-комнатной квартире в Риге, отдавая предпочтение театру, а не кино. Журналистам она объясняет: «Устала жить на бегу».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно