Её называли главной латвийской красавицей советского экрана: пухлые чувственные губы, рыжие волосы, высокий рост, походка и манеры дамы высшего света — так ведут себя женщины, которые знают себе цену. Прибалтийские актрисы в СССР пользовались особой популярностью из-за своего «иностранного» шарма, акцента, принадлежности к касте «наших европейцев» на экране. Не стала исключением и Мирдза Мартинсоне.
Хотела стать химиком
Она родилась в 16 августа 1951 года в Риге. Отец и мать Мартинсоне встретились в Краю голубых озёр — Латгальском регионе Латвии, уроженкой которого была мать Мирдзы. Ее будущий папа в то время служил в погранвойсках, и в увольнении на танцах познакомился с Моникой, на которой вскоре женился. Там же, в Латгалии Мирдза в детстве проводила каждое лето под присмотром бабушки. Это красивое место на всю жизнь стало для нее любимым пристанищем. А имя, которое родители выбрали для дочери, в переводе с греческого означает «мир», а с латышского — «сияющая».
Поклонники окружали ее с малых лет: например, однажды в детском саду влюбленный в нее мальчик даже рискнул жизнью — выбежал на дорогу и лег на асфальт перед идущим троллейбусом. И все ради того, чтобы завоевать сердце Мирдзы...
В школе ей нравились химия, физика и математика. Мирдза с удовольствием принимала участие в школьных постановках, хотя о карьере актрисы в те годы не думала. После получения аттестата поступила на химический факультет Рижского политеха, параллельно посещая театральную студию. В это студенческое время учитель Вернер Страупе предсказал, что его любимой ученице суждена творческая карьера. Она задумалась над тем, что, возможно, ошиблась в выборе профессии. А затем хороший знакомый показал ей объявление в газете «Голос Риги» о наборе студентов в Народную студию киноактёра. Мирдза вспомнила совет своего наставника и поступила с первой попытки.
Там судьба сразу же сделала ей подарок — педагогом в Народной студии оказался главный режиссер знаменитого рижского театра «Дайлес», который заметил Мирдзу и направил ее на театральный факультет Латвийской госконсерватории, а потом принял в труппу собственного театра. В 1971 г. Мирдза стала студенткой консерватории, а вскоре режиссеры стали приглашать ее на пробы.
Кстати, и позже она часто искала в том, что с ней происходило, знаки судьбы. Был случай — когда скончалась мама актрисы, ей неожиданно предложили хорошую роль и героиню так же, как и маму Мирдзы, звали Моникой. И конечно, она согласилась. Однажды она попросила хирурга перенести операцию мужа, так как считала, что день для неё выбран неудачно.
Звёздная роль авантюристки
Как и многие начинающие актеры, в начале творческого пути Мирдза комплексовала из-за своих реальных и вымышленных недостатков: слишком, как ей казалось, высокого роста (на уроках физкультуры в школе, например, ей всегда приходилось стоять в начале шеренги), излишне (как она думала) пухлых губ и формы носа. Одна из актрис сказала ей, что иметь такие пухлые губы — это неприлично, и порекомендовала сильно сжимать их перед камерой. К счастью, театральные педагоги и профессиональные гримеры сумели объяснить Мирдзе, что высокий рост для актрисы — это не минус, а плюс, а чувственные губы сводят мужчин с ума. Это помогло ей поверить в себя. Хотя жизнь, конечно, оказалась сложнее, чем профессиональные установки: в начале 1980-х Федор Бондарчук не взял Мартинсоне на главную роль в фильме о Мексиканской революции «Красные колокола» как раз из-за высокого роста: Мирдза оказалась на голову выше исполнителя главной мужской роли.
Ее кинодебют состоялся в 1970 году, когда, будучи еще студенткой, она снялась в эпизодической роли в героико-приключенческом фильме о Гражданской войне «Стреляй вместо меня» режиссёра Яниса Стрейча. А спустя 5 лет режиссер Сергей Тарасов предложил ей роль леди Анны в кинокартине «Стрелы Робин Гуда».
Первую в своей карьере главную роль она получила в 1976 г. у режиссёра Ады Неретниеце в 2-серийной детективной ленте «Смерть под парусом» по мотивам одноименного романа Чарльза Сноу. Там ее героиней стала подруга сына судостроительного магната. 1982-м Мартинсоне сыграла одну из ведущих ролей — роль жены одного из героев в телевизионной драме «Богач, бедняк...» о судьбе немецких эмигрантов в США, снятой по мотивам одноимённого романа Ирвина Шоу.
Но больше всего она запомнилась зрителям по роли в 3-серийной криминальной драме режиссера Алоиза Бренча «Мираж», сделанной, как говорили кинокритики, в лучших традициях Голливуда по роману мастера детективного жанра Джеймса Хэдли Чейза «Весь мир в кармане». По сюжету героиня Мартинсоне — рыжеволосая красавица-авантюристка, а по психотипу — расчетливая стерва Джинни Гордон разрабатывает план ограбления инкассаторского фургона с 3-мя млн долл., а после ограбления, когда преступники терпят неудачу, бросается, взявшись за руки вместе со своим возлюбленным с отвесной скалы и разбивается насмерть. Как рассказывали, Мирдзе и ее партнеру по съемкам Мартиньшу Вилсонсу действительно пришлось прыгать со скалы — правда, не с той, что видна в кадре, а пониже. Для страховки к ногам актеров при этом привязывали тросы, а внизу стелили мягкие маты.
Эта роль стала звездным часом Мартинсоне, после чего на нее обрушилась всенародная любовь. Она сыграла в кино более 60 ролей, в числе которых — пикантная деталь! — была и роль учительницы в одном из первых постсоветских эротических фильмов «Фотография женщины с диким кабаном», где Мартинсоне с ее прекрасной фигурой предстала перед зрителем полностью обнаженной, чем вызвала множество упреков. К ее чести, актриса реагировала на эти нападки спокойно, а после развала СССР не отказывалась от предложений российских режиссёров: например, в 2012 г. сыграла главную роль в сериале Каринэ Фолиянц «Единственный мой грех», сериале режиссера Славы Росса «Сын» (роль сиделки в финском доме престарелых) и музыкальной мелодраме «Рождённая звездой». А в 2015-м сыграла врача скорой помощи в сериале «Алёшкина любовь» режиссера Елена Николаевой.
В театре Мартинсоне сыграла более 90 ролей. Её театральной крёстной стала Вия Артмане. В первый раз Мирдза вышла на сцену в 1973-м в спектакле «Ночь игуаны» по пьесе Теннесси Уильямса. А в дальнейшем воплотила в Театре Дайлес множеcтво ярких персонажей в постановках произведений Шекспира, Чехова, Бернарда Шоу.
Развод оформлять не стала
Говорят, что однажды Мартинсоне не устояла перед мужским обаянием актера Ремигмуса Сабулиса, с которым снималась в фильме «Богач, бедняк...». Но ее единственным мужем латвийский киноактер Мартиньш Вердиньш, порадовавший киноманов своими запоминающимися работами в «Интердевочке» и «Мираже». Мирдза и Мартиньш прожили вместе больше 20 лет. В их браке родились двое детей — дочь и сын. Вначале у супругов было все хорошо, хотя муж часто ревновал ее к коллегам-актерам и поклонникам, особенно когда Мирдза участвовала в любовных сценах. Кроме того, ей вечно приходилось мотаться по стране на съемки, что тоже вызывало его неудовольствие. Но хуже всего, что муж пил, хотя и не раз пытался избавиться от пристрастия к алкоголю в психиатрической клинике. В итоге, Мирдза ушла, признав свое поражение в борьбе с тягой к «зеленому змию» у своего супруга. И поначалу наотрез отказывалась встречаться с Вердиньшем, хотя и не противилась его контактам с детьми.
Сам актер признавал, что Мирдза — его самая большая любовь, которой он лишился из-за бутылки. Уже после расставания этой пары их повзрослевший сын помог отцу «завязать» с пагубным пристрастием, но семья уже так и не восстановилась.
Развод Вердиньш и Мартинсоне оформлять не стали, но вместе не живут, хотя иногда и общаются. Поводы для этого есть — например, недвижимость в общей собственности, в том числе загородный дом. А из кино Вердиньшу пришлось уйти, освоив работу декоратора.
Сейчас актриса живет в обычной 3-комнатной квартире в Риге, отдавая предпочтение театру, а не кино. Журналистам она объясняет: «Устала жить на бегу».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть