2804

Ролики успеха. Как создавался советский хит — фильм «Карнавал»

"Аргументы и факты" в Беларуси № 25. «Согласны ли вы...» 21/06/2022
Ирина Муравьева. / «Карнавал», 1981 г.
Ирина Муравьева. / «Карнавал», 1981 г. Кадр из фильма

40 лет назад, 17 февраля 1982 года, на советские экраны вышла музыкальная трагикомедия Татьяны Лиозновой «Карнавал». "АиФ" собрал самые любопытные факты о фильме.

В 1982 году лента заняла в прокате 9-е место, ее посмотрели 30,4 млн зрителей. А вот на телеэкране картину впервые показали только в 1998 году, и тогда она стала лидером рейтинга.

В 1982-м же Ирина Муравьева была признана читателями журнала «Советский экран» лучшей актрисой. А она считала, что с веснушками, хвостиками и на роликах выглядит нелепо и смешно. Но, может, режиссер этого и добивалась?

Многие стали отождествлять Муравьеву с ее героиней Ниной Соломатиной, хотя ничего общего у них не было. Актриса родилась и выросла в Москве, хорошо училась, была послушной, и уезжать из дома, чтобы чего-то добиться, ей не пришлось.

Для режиссера картина, напротив, стала в некотором смысле автобиографичной. Хотя она тоже москвичка. Но трудностей в жизни ей пришлось преодолеть немало. К примеру, когда Лиознову сократили на киностудии, она вынуждена была работать внештатным корреспондентом в газете, шить халаты. И даже трудилась уборщицей. «Мне приходилось прилагать дикие усилия, преодолевая нужду, безработицу, одиночество...» — вспоминала потом Татьяна Михайловна.

Многие из коллег не поняли Лиознову, которая уже сняла гениальные «Три тополя на Плющихе» и «Семнадцать мгновений весны» и вдруг взялась за «Карнавал»: зачем такому режиссеру банальная, в общем-то, история о провинциалке? Да и комедия не каждому по плечу.

Муравьеву режиссер не пробовала. После фильма «Мы, нижеподписавшиеся», где актриса сыграла главную роль, Лиознова не сомневалась в кандидатуре на роль Нины Соломатиной. Хотя героине в фильме 17-18 лет, а Муравьевой во время съемок было... 32.

Ирина Муравьева
Ирина Муравьева. Кадр из фильма «Мы, нижеподписавшиеся», 1981 г.

Без проб Лиознова утвердила и Александра Абдулова (Никита). Ну кто еще тогда мог сыграть возлюбленного Нины, чтобы от него сходила с ума вся женская половина страны?! А также Юрия Яковлева (отец Нины) и Клару Лучко (его жена Жозефина): как и Муравьева, они были знакомы с режиссером по фильму «Мы, нижеподписавшиеся».

Не было сомнений у Татьяны Михайловны и относительно актрисы театра «Ромэн» Екатерины Жемчужной, которая сыграла цыганку Карму. На роль ее киношного мужа Екатерина позвала настоящего супруга Георгия Жемчужного.

На съемках все приставали к Екатерине, чтобы «погадала на счастье». Но она всем отказывала. И очень страдала из-за того, что ей приходилось в кадре курить жуткие папиросы: в жизни актриса не переносит табачного дыма.

Муравьева после фильма стала «лучшим другом всех советских цыган». «Однажды мы с сыном пошли в зоопарк, и вдруг на улице нас окружил целый табор, — вспоминала она. — Цыгане стали хлопать, смеяться, кричать: „О, „Карнавал“!“ И я поняла, что меня признали „своей“».

Сыграть девочку Муравьевой было несложно, труднее оказалось похудеть и освоить роликовые коньки — громоздкие, с большими колесами. До съемок Ирина никогда не стояла на роликах. В то время они не были популярным видом «транспорта». На обучение у актрисы ушло три месяца, все тело было в синяках. К ней «приставили» массажиста. А тренироваться приходилось даже во время гастролей театра. «Рано утром, когда все спускались на завтрак, я поднималась на лифте, вся мокрая и красная, как помидор... Я была совершенно измучена этой работой», — признавалась она спустя годы.

Старинный городок Оханск, из которого приехала покорять столицу Нина Соломатина, действительно существует на карте России. Находится он в Пермском крае, но железнодорожной станции в Оханске нет. Снимали «малую родину» Нины недалеко от Москвы: в Калуге.

Сцена в цирке позаимствована из фильма «Смешная девчонка» 1968 года, где главную роль — на роликах — исполняет Барбра Стрейзанд. Интересно, что действие этой картины тоже происходит в мегаполисе — Нью-Йорке, — куда героиня Стрейзанд Фанни Брайс приезжает из пригорода, чтобы стать знаменитой.

Для выступления в цирке медведице сшили роскошное красное платье и подобрали цилиндр. Все-таки она была «дамой» опытной, можно сказать, звездой. Да и с катанием на роликах у нее не было никаких проблем.

Александр Абдулов.
Александр Абдулов. Кадр из фильма «Карнавал», 1981 г.

Эльдар Рязанов признался после премьеры, что завидует Лиозновой: «Снять комедию, где публика порой смеется так, что не слышно музыки, — это надо суметь!»

Несколько человек, принимавших участие в работе над фильмом, остались недовольны. Екатерина Жемчужная тайно мечтала сыграть Нину, которая была ей близка, а не цыганку, которая в основном молчит. Кроме того, актриса была обижена на Лиознову из-за того, что та вырезала финальную сцену Кармы и Нины: она оказалась не просто слезливой, но и беспросветной.

Абдулова после премьеры постоянно разыгрывали коллеги по театру: «Тебя Муравьева разыскивала, просила срочно позвонить».

Муравьева не считала роль в «Карнавале» ни удачной, ни любимой. Кроме того, она страшно обиделась на Лиознову. Дело в том, что главную песню «Позвони мне, позвони!» и другие вокальные партии в фильме должна была исполнить сама актриса. Но режиссер решила, что все должно быть профессионально, и пригласила известную закадровую певицу Жанну Рождественскую. Но вскоре «Мелодия» записала миньон с хитом в исполнении Муравьевой, и справедливость восторжествовала.

Однако обиделась на Лиознову и Рождественская, не обнаружив своей фамилии в титрах.

Спеть «Позвони мне, позвони!» хотела Алла Пугачева — очень уж понравилась ей песня. Но ей постеснялись предложить закадровое участие. И она обиделась на композитора Максима Дунаевского.

Дунаевскому тоже досталось. Говорят, несколько лет после премьеры он вздрагивал, слыша название фильма «Карнавал». Раз шесть он вынужден был переписывать мелодию, которая никак не устраивала Лиознову. На шестой раз она воскликнула: «Вот! То, что нужно!» И композитор не стал признаваться, что это был первый вариант музыки.

Несколько раз «подгонял» текст Роберт Рождественский (на его стихи режиссер наткнулась случайно, когда уже отчаялась найти что-то подходящее). Но и тут все было не так просто: слова никак не укладывались в мелодию. Текст то укорачивался, то удлинялся, пока наконец не обрел идеальную форму...

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно