2001

Ради кого Якин бросил свою кикимору? Яркие маленькие роли советских актрис

Михаил Пуговкин и Наталья Кустинская. «Иван Васильевич меняет профессию», 1973 г.
Михаил Пуговкин и Наталья Кустинская. «Иван Васильевич меняет профессию», 1973 г. Кадр из фильма

В актерской судьбе много причудливого. У кого-то случается та самая роль, по которой его знают миллионы — и упорно называют именем персонажа, даже если этот актер переиграл множество других, не менее крутых героев. Кто-то просто играет в различных проектах, и не обязательно в главных ролях. А кому-то удается так блеснуть в своём коротком появлении, что становится неважно имя персонажа — их все знают по какой-либо ключевой фразе или детали. И редко знают фамилию актрисы. 

Наталья Фоменко — «Собачье сердце», 1988 г.

В экранизации повести Михаила Булгакова, которую снял в разгар перестройки режиссер Владимир Бортко, было много ярких персонажей. Зрители запомнили игру и выражения героев Евгения Евстигнеева (профессор Преображенский), Бориса Плотникова (доктор Борменталь) или Владимира Толоконникова (Шариков). Но многие наверняка обратили внимание на членов домкома, который в фильме возглавлял Швондер в исполнении артиста эстрады Романа Карцева. Ну а среди соратников Швондера выделялась девушка с ангельским лицом, которая носила кожаное пальто, фуражку и длинный шарф. Фамилия этой девушки была Вяземская, а сыграла её актриса Ленинградского Малого драматического театра Наталья Фоменко. Ей тогда было 32 года (она родилась в 1956 году); она родом из Красноярского края, окончила институт театра, музыки и кинематографии (класс Аркадия Кацмана и Льва Додина), в МДТ пришла в 1983 и сыграла в нем множество ролей. А вот с кино ей не повезло. Роль в «Собачьем сердце» была не первой в её карьере, но стала самой запоминающейся. Уже в России она — как и многие питерские актеры — снялась в одном эпизоде «Улиц разбитых фонарей», а также получила повторяющуюся роль судьи Шубиной в сериале «Тайны следствия». В 1996 году Фоменко получила почетное звание заслуженной артистки России.

 Галина Петрова — «Дежа вю», 1989 г.

Эту актрису зрители знают очень хорошо, но в других образах. Петрова окончила актёрский факультет ГИТИСа, потом была принята в труппу «Современника», где проработала тридцать лет. В 1997 стала заслуженной артисткой России, много снималась в кино — в её фильмографии около 150 ролей, в том числе главных. Но, пожалуй, мало кто соотнесет героиню из сериала «Чисто московские убийства» с горластой и настырной представительницей Русфлота Глушко из комедии Юлиуша Махульского. Собственно даже в «Сукиных детях» Леонида Филатова (фильм вышел в 1991) Петрова была не похожа на ту комсомолку, которую сыграла в «Дежа вю».

 Татьяна Распутина — «Афоня», 1975 г.

Режиссер Георгий Данелия собрал в своей лирической трагикомедии множество звезд того времени. А вот роль совсем эпизодической героини — девушки с большим бюстом, которая составляет пару герою Леонида Куравлева на танцах, Данелия отдал актрисе из московского ТЮЗ Татьяне Распутиной. Она родилась в 1943 году, окончила ГИТИС, работала в театре и сыграла всего несколько ролей в кино — правда, среди них были роли в «Хождении по мукам», «Афоне», «Мимино». В начале 90-х она вместе с мужем, композитором Ильей Катаевым, уехала в США, пыталась заново построить карьеру за границей, но заболела и скончалась в 2003 году. Её героиню в «Афоне», кстати, звали Людмила.

 Виктория Островская — «Бриллиантовая рука», 1968 г.

В комедии Леонида Гайдая было много колоритных эпизодических персонажей, а некоторых из них (например, качка из перехода) даже сыграли непрофессиональные актеры. А вот роль турецкой проститутки получила актриса, которая играла в провинциальных театрах — Днепропетровском и Сызранском.

Виктория Островская родилась 1 сентября 1938 года в Киеве, окончила местный институт театрального искусства имени Карпенко-Карого. Больших достижений на этом поприще не добилась, к моменту «Бриллиантовой руки» работала на автобазе диспетчером. Да и в кино у неё случилось лишь две роли — у Гайдая и в комедии «Старый знакомый» 1969 года (её эпизодическая героиня названа «девушкой в душе»). После этого как отрезало. Островская много лет проработала в Российской государственной библиотеке, была и тренером по аэробике. В общем, кино её не приняло, оставив зрителю на память две запоминающиеся сцены и понятную фразу на неизвестном языке «цигель-цигель, ай-лю-лю». 

Наталья Кустинская — «Иван Васильевич меняет профессию», 1973 г.

К Наталье Кустинской советский кинематограф поначалу отнесся со всей теплотой, что неудивительно — её отец был одним из руководителей киностудии «Мосфильм», а мать — эстрадной певицей. Она окончила ВГИК, ещё студенткой снялась в эпопее Григория Рошаля «Хождение по мукам», её быстро заметили, начали предлагать главные роли. В 1963 году Кустинская стала известной на всю страну после роли Наташи в комедийной мелодраме Генриха Оганесяна «Три плюс два», да и затем не выпадала из списка самых востребованных актрис своего времени.

Но в 1973 году она снялась в роли любовницы режиссера Якина (его играл Михаил Пуговкин), к которой тот ушел от жены Шурика. Роль была очень небольшой, но яркой, подарившей благодарным зрителям сразу несколько узнаваемых киноцитат («Алло! Галочка? Ты сейчас умрёшь», «Якин бросил свою кикимору»). Но эта роль оказалась словно проклятой — количество предложений сильно сократилось. Кустинская изредка снималась до конца 1980-х, а затем совсем покончила с кино. Впрочем, в 1999 году ей присвоили звание заслуженной артистки России — «за заслуги в области искусства».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно