В СССР было два всем известных киносказочника, два Александра — Птушко и Роу. Оба работали в схожей манере, сценарии писали по мотивам русских сказок или классических произведений, и оба к началу 1960-х вышли, что называется, на пик формы. И по какой-то причине они почти одновременно решили снять фильмы по современным сказкам. Птушко остановился на написанной в 1940 году пьесе Евгения Шварца «Сказка о потерянном времени»; его фильм вышел в 1964-м. А вот Александр Роу взялся за экранизацию повести Виталия Губарева «Королевство кривых зеркал».
Сказка — ложь
Журналист и писатель Виталий Губарев много сотрудничал с различным молодежными изданиями, одно время был главным редактором «Пионерской правды» и ещё до войны получил известность как автор книги о Павлике Морозове. «Королевство...» он написал в 1951-м; образ главной героини — маленькой девочки, которая попадает в страшный и жестокий мир по другую сторону зеркала — он позаимствовал у своей дочери от первого брака. Правда, к тому времени тот брак уже распался, и написанную в необычном для него жанре книгу Губарев посвятил своей новой возлюбленной — актрисе Тамаре Носовой. Спрос на детскую литературу в то время был огромным, написанная хорошим языком повесть быстро стала популярной; вскоре появилась пьеса, ну а через несколько лет дело дошло и до экранизации.
Мир «Королевства...» — это пародия сразу на всё западное общество. Очень условная, конечно, потому что сказочная составляющая в повести перевешивает любые клише. К тому же текст оставлял и простор для мысленных игр — юные читатели самостоятельно отгадывали, что означают имена Гурд, Бар, Аксал, Топсед (в фильме он стал Йагупоп-ом) или Анидаг с Нушрок-ом. А в целом у Губарева получилось сделать сказку вне времени — из современности там только пионерский красный галстук у пионерки Оли и её отражения Яло.
Две актрисы за 80 рублей
Как обычно и бывает в детских фильмах, исполнительниц главных ролей искали по всему Союзу. Нашли в Москве — 9-летние Оля и Таня Юкины учились в 337-й школе и понравились Роу своей непосредственностью и послушанием. Участники съемочной группы вспоминали, что сестры во всём слушались режиссера и добросовестно отрабатывали свои роли. Заплатили им, кстати, не слишком много — по 80 рублей; впрочем, сами съемки проходили в Крыму, на базе Ялтинской киностуди, да ещё и летом. В общем, у них получились каникулы на море, во время которых приходилось работать.
А вот на остальные роли Роу взял хорошо знакомых ему актеров. Носова (она сыграла тетушку Аксал) играла в «Молодой гвардии» и в «Карнавальной ночи», снималась у Птушко в «Илье Муромце» и у Роу в «Новых похождениях Кота в сапогах». Татьяна Барышева (бабушка Оли) играла ещё в «Василисе Прекрасной» 1939 года; Анатолий Кубацкий (король Йагупоп LXXVII) — в «Коте в сапогах», «Марье-искуснице», да и после «Королевства...» появлялся в работах режиссера. Аркадий Цинман (министр Абаж) и Андрей Файт (министр Нушрок) были уже опытными характерными актерами, и после этого опыта Роу приглашал их в свои фильмы. Ну и, конечно, Георгий Милляр, который был буквально талисманом советских сказок, — в «Королевстве...» он исполнил сразу три роли: церемониймейстера, вдовствующей королевы и возчика.
Из Феникса в Анидаг
Лидия Вертинская актрисой не была — ни по образованию, ни по стремлению. Она родилась в Харбине, где на КВЖД работал её отец; там же в 17 лет познакомилась с известным певцом-эмигрантом Александром Вертинским, через два года вышла за него замуж, и вместе они вернулись в СССР. Вертинского советская власть не преследовала, но и не поощряла — были трудности с концертами, с выпуском пластинок. Лидия родила двух дочерей – Марианну и Анастасию (обе стали известными актрисами), по настоянию мужа окончила художественный институт имени Сурикова. А в кино попала случайно — Птушко уговорил её сыграть птицу Феникс в его «Садко» 1952 года.
Характерная аристократическая внешность Вертинской привлекала кинематографистов, но в 1950-х у неё было всего четыре роли. Кроме «Садко» она снялась у Григория Козинцева в «Дон Кихоте», где сыграла герцогиню, и у того же Роу в «Коте в сапогах», где была «молодой колдуньей». В 1960-х она уже не снималась и сделала лишь одно исключение всё для того же Роу и его «Королевства кривых зеркал». Впрочем, эти пять ролей Вертинской дорогого стоят — сыграв их, она навсегда стала для зрителей настоящей актрисой, пусть и без диплома.
Успех? Успех!
В советский прокат «Королевство кривых зеркал» вышло в конце августа 1963 года. Хитом фильм, конечно, не стал, его посмотрели 14,4 млн зрителей, но надо учитывать, что он изначально предназначался исключительно юной аудитории, которую «выбрал» практически всю. Впрочем, в те годы считалось, что картина окупается, если количество зрителей больше 7 млн — так что с этой точки зрения «Королевство...» было очень успешным.
Для юных актрис-близняшек Юкиных успех картины стал событием — их узнавали, им писали, их любили. Много позже они вспоминали, что очень хотели повторить тот опыт, буквально осаждали Роу, и тот даже снял их в своей следующей сказке «Морозко», но полноценной карьеры в кино не получилось ни у Ольги, ни у Татьяны. Ольга, правда, пыталась поступить в театральный, но провалила экзамены; потом они с сестрой много лет проработали в «Интуристе» — их уволили только в 1995-м. Скончались они рано — Ольга в 2005-м на 52-м году жизни, а Татьяна — в 2011-м.
Исполнитель роли Гурда Андрей Стапран (на момент съемок ему было 16 лет) тоже попал в кино случайно, пройдя пробы, и тоже актером не стал, хотя и его Роу взял в «Морозко» в небольшой эпизод. Но вот с кино он оказался связан — как пишут в СМИ, Стапран окончил режиссерский факультет ВГИКа и снимал научно-популярные фильмы.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть