Фильмы про детей и для детей в СССР снимали часто — особенно начиная с 1960-х, когда за год выходило несколько картин, героями которых были школьники. Не все они были про школу и учебу — чаще всего речь шла о приключениях в свободное время, но и про проблемы, которые волновали юных зрителей во время пребывания в классах, режиссеры и сценаристы тоже рассказывали. Правда, лучшими становились те ленты, которые предназначались для своего рода семейной аудитории — хотя и не совсем в том смысле, который в это понятие вкладывают сейчас. Скорее, речь шла о том, чтобы показать трудности воспитания — и даже дать некие рецепты, которые помогут подросткам и их родителям пережить очень сложный возраст.
«Доживем до понедельника», 1968
Режиссер и сценарист Станислав Ростоцкий был особым явлением в советском кино. Он снимал самые разные картины — и неизменно добивался успеха; уже его дебют в полном метре, драма «Земля и люди» 1955 года, стала прокатным хитом. Ну а затем в его карьере появились «Дело было в Пенькове», пронзительные «А зори здесь тихие» и «Белый Бим Чёрное ухо», которые номинировались на «Оскар» и заслуженно попали в «золотой фонд». И, конечно, «Доживем до понедельника», которая больше сосредоточена на работе учителей — и особенно историка-фронтовика в исполнении Вячеслава Тихонова. Но одновременно поднимает все темы, которые много позже станут сюжетами новых фильмов, от безответной школьной любви до бойкотов, которые ученики устраивают друг другу и учителям.
«Розыгрыш», 1976
Эта картина — буквально собрание дебютных работ. Снял ее Владимир Меньшов — актер, незадолго до этого получивший ещё и режиссерское образование, который выбрал для своего первого самостоятельного фильма давно лежавший на «Мосфильме» сценарий Семёна Лунгина. Ну а на главную роль — девятиклассника Грушко — Меньшов выбрал 15-летнего Дмитрия Харатьяна, для которого такой старт карьеры оказался очень удачным. В самом фильме две линии — это история обмана пожилой учительницы (Евгения Ханаева) учениками, которые не подготовились к контрольной, а также история противостояния неформального лидера класса (его играл молодой, но уже опытный актер Андрей Гусев) и амбициозного новичка (Харатьян). В этой картине звучит песня «Когда уйдём со школьного двора...», которая после успеха картины (33,8 млн зрителей и 10-е место в 1977 году) стала непременным элементом последних звонков.
«Расписание на послезавтра», 1978
Очень необычный школьный фильм, хотя очень точно отображающий реалии конца 1970-х. Действие картины происходит в особой физико-математической школе при Академии наук СССР. В эту школу приходит на работу учительница литературы (Маргарита Терехова), которая сталкивается с тем, что у учеников-«физиков» не в почете предметы, которые они относят к «лирике» — эта тема была актуальной ещё в 1960-е, но её решения, кажется, так и не нашли. Впрочем, не дали однозначного ответа и в этом фильме, хотя подобные школы в СССР были (правда, в «интернатном» варианте) — и с литературой ученики как-то справлялись. Кстати, один из юных актеров, Юрий Воротницкий, сыгравший ученика-вундеркинда престижной школы, потом получил степень кандидата физико-математических наук и стал завкафедрой информационных технологий в Белорусском государственном университете.
«Вам и не снилось», 1980
Темы подростковой школьной любви кинематографисты касались не раз, но именитый режиссер Илья Фрэз замахнулся на советскую версию «Ромео и Джульетты» — и экранизировал повесть Галины Щербаковой. В рукописи героев повести звали Роман и Юлька, но в печати и в фильме они стали Ромкой и Катей — чтобы аналогии были не такими прозрачными. Финал тоже был изменен — негоже советским школьникам умирать из-за такой проблемы. Тем не менее, «Вам и не снилось» достойно выступила в прокате (26,1 млн зрителей), а Фрэз, который в детском кино работал с конца 1940-х, подтвердил своё мастерство.
«Чучело», 1983
Ролан Быков в кино играл много, а вот в качестве режиссера занимался исключительно детским кино. Иногда веселым — как «Айболит-66», иногда — с уклоном в драму. «Чучело» по повести Владимира Железникова — второй случай, причем драмы в этой простой на первый взгляд картине столько, что не всякий взрослый выдержит. Лена Бессольцева (Кристина Орбакайте) приехала в провинциальный город к своему деду (Юрий Никулин) и столкнулась с ненавистью со стороны новых одноклассников: те перенесли своё отношение к нелюдимому коллекционеру картин и на невзрачную девочку. Лена превращается в «Чучело», её ждет бойкот со стороны класса и множество испытаний. В 1984-м на эту картину школьников водили чуть ли не в обязательном порядке — бойкоты и травли, конечно, осуждались, но они были распространенным явлением (их ещё в «Доживем до понедельника» Ростоцкий показал), но методов борьбы с ними так и не появилось. А учитывая то, что сейчас снимается ремейк этой картины — проблема осталась и поныне.
Бонус: «Дорогая Елена Сергеевна», 1988
Конец 80-х — это время перестройки, гласности и глобальных изменений, на которые кино не могло не откликнуться. Правда, от школьной темы такие фильмы отходили далековато — как, например, в картине «Плюмбум, или Опасная игра» 1986 года. Но вот в своем новом фильме Эльдар Рязанов всё же сделал главными героями именно школьников — по сюжету, старшеклассники приходят к своей учительнице, чтобы добыть ключи от сейфа со своими выпускными заданиями, и идут буквально на всё, чтобы получить желаемое. Любопытно, что пьеса Людмилы Разумовской, по которой снят фильм, была написана ещё в конце 1970-х. Спектакли по ней ставили в начале 1980-х в нескольких театрах страны (например, в ленинградском «Ленкоме»), но потом она исчезла из репертуара — чтобы вновь появиться в виде картины знаменитого советского комедиографа и удачно попасть в волну перестроечной «чернухи». Роль учительницы сыграла Марина Неёлова, а вот среди школьников можно увидеть юных звезд кино того времени — Фёдор Дунаевский незадолго до этого блеснул в «Курьере» Карена Шахназарова, а Дмитрий Марьянов в 1986-м снялся в музыкальном проекте «Выше радуги», где за него пел Владимир Пресняков-младший.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть