1968

«Песняры», скандал и рок-опера. Что не так в сериале «За полчаса до весны»

«За полчаса до весны» / Кадр из фильма

Сериалы про звезд эстрады советской эпохи давно стали привычным явлением на нашем телевидении. Зрители уже посмотрели историю жизни и творческого успеха Валентины Толкуновой, Муслима Магомаева, Анны Герман, Людмилы Зыкиной, Валерия Ободзинского. Но это были исторические саги про сольных исполнителей. Сериал «За полчаса до весны», который выходит на Первом канале с 10 апреля, — это длинный, на три десятилетия рассказ о целой группе, и посвящен он вокально-инструментальному ансамблю «Песняры». Но главным действующим лицом оказался художественный руководитель «Песняров» Владимир Мулявин.

О чем этот сериал

1971 год. ВИА «Песняры» приезжают в город Волжск, чтобы выступить перед работниками ГЭС в честь юбилея станции. Концерт идет по плану, но в зале присутствует съемочная группа местного телевидения, которая пытается снимать выступление белорусских артистов. Мулявин (Артём Волобуев) против этой записи — он точно знает, что качество звука будет ужасным, и это оскорбляет его чувство перфекциониста. Но телевизионщики не унимаются — и тогда худрук просто сбрасывает их микрофон со сцены.

Этот поступок не остается без последствий. Спустя год «Песняры» наконец получают возможность снова выступать — но по «литованым» песням и под обещание не ввязываться в различные скандалы. Но не ввязываться не получается — дочка-подросток (Мария Куликовская) требует внимания, и Мулявин едва не срывает поездку «Песняров» на фестиваль в ГДР. И только звонок от главы компартии БССР Машерова (Анатолий Лобоцкий) спасает ситуацию.

Одновременно показывают свердловское детство и юность Мулявина (его играют Даниил Васильев и Глеб Калюжный) — про то, как отец учил его играть на гитаре, как умение музицировать спасло подростка от неминуемой тюрьмы — и про прочие повороты судьбы, которые привели его в главный ансамбль Белорусской ССР.

Кто это делал?

Сериал делали по заказу Министерства культуры Республики Беларусь и Первого канала. Время действия выбрано очень точно — в семидесятые годы XX века «Песняры» были одним из ведущих коллективов Советского Союза. Их и их песни знали по всей стране, они выступали на телевидении, их пластинки выходили миллионными тиражами. Чуть позже, конечно, всё изменилось — в 80-е ансамбль потерял большую часть музыкантов «золотого состава», в конце 90-х вообще произошел большой раскол, который привел к образованию нескольких параллельных «Песняров», а в 2003-м Мулявин скончался от травм, полученных в автомобильной аварии.

Но три десятилетия — с 1950-х по 1970-е зрителям в «За полчаса до весны» покажут — от первых проб пера (вернее, гитары) до выпуска рок-оперы «Песня о доле» на стихи Янки Купалы и первого исполнения знаменитой «Вологды». Также в сериале прозвучат все самые известные композиции самих «Песняров» — одна из которых и дала ему название.

Фото: Онлайн-кинотеатр START

Сказка — быль?

В принципе, «За полчаса до весны» достаточно точно рассказывают историю знаменитого ВИА. Это немудрено — в работе над сериалом участвовала, например, дочь Мулявина Марина, частично использовались настоящие (конечно, почищенные от шумов) записи «Песняров», а съемки концерта, на котором ансамбль впервые исполнил «Вологду», проходили там же, где в 1976-м состоялся памятный концерт — в Колонном зале Дома Союзов.

Но в отдельных сценах создателям всё равно пришлось делать выбор из нескольких возможных вариантов реальных событий. Так, нет достоверного описания скандального концерта в Волжском в 1971-м — все очевидцы рассказывают свои версии, и истину сейчас, наверное, установить невозможно. Но что-то там действительно произошло — и вскоре об этом узнали читатели «Комсомольской правды», в которой 9 декабря того года вышла небольшая заметка под названием «Скандал перед микрофоном». В ней были письма недовольных зрителей и то описание происшествия, которое и попало в фильм — мол, Мулявин заявил, что концерт «Песняров» бесплатно записывать нельзя и повредил аппаратуру съемочной группы местного телеканала. Музыканты утверждали, что телевизионщики грубо нарушили предварительную договоренность, что и вывело из себя вспыльчивого худрука.

Как бы то ни было, немедленно последовали оргвыводы — минкульт БССР отстранил «Песняров» от выступлений на несколько месяцев; всё это время музыканты числились в отпуске за свой счет. Ещё и их песни пропали с радио и телевидения на целый год. Кроме того, ставился вопрос и о замене Мулявина на кого-то другого.

Фото: Онлайн-кинотеатр START

Отметим, что в 1971-м «Песняры» не были грандами советской эстрады — их, конечно, знали и любили, но ансамбль появился лишь за 2 года до этих событий и большого авторитета наработать не успел. Ну а для чиновников ситуация была простой — проблемный ВИА стоило убрать с глаз подальше. Но тут вмешался тот самый всесильный Машеров, который был первым секретарем ЦК Компартии Белоруссии с 1965 года. С его подачи Мулявину дали ещё один шанс, которым, к слову, музыканты воспользовались.

Рок и «Песняры»

В сериале ВИА советского времени довольно часто сравниваются с первыми величинами западной музыки — с теми же The Beatles. Но они существовали и творили в настолько разных мирах, что любые сравнения будут не совсем корректны — к примеру, «Песняры» не породили явления, подобного битломании. В СССР существовали, конечно, фанатские движения (далеко не массовые) отдельных исполнителей; были они и у белорусских музыкантов. Но никто не исследовал творчество любимцев зрителей и не выпускал по горячим следам авторизованные биографии исполнителей.

Видимо, из-за этого авторам сериала пришлось слегка «состарить» своих героев. 30-летнего Мулявина времен скандала в Волжском играет 42-летний актер Артем Волобуев; вокалисту «Песняров» Леониду Борткевичу в 1971-м было вообще 22 года — а сыгравший его актер Сергей Годин на 13 лет старше. Зато на экране зрители увидят тех самых «Песняров» в том самом образе, который стал каноничным — взрослые мужчины, которые через многое прошли, многого достигли и были на той стадии, когда уход из сложившейся команды представляется единственно верным шагом для собственного развития. Но об этом периоде в сериале не говорится.

Действие заканчивается в 1976-м — «Песняры» выполнили свою и Мулявина мечту, сочинили рок-оперу на стихи Купалы и исполнили её на большой сцене. Называлась она, правда, не рок-оперой — этот термин в СССР не был распространен, — а одноактной театрализованной кантатой, но суть от этого не менялась. Отметим, что это не было чем-то совсем уж необычным для Советского Союза. Ведущие музыканты, разумеется, знали про Эндрю Ллойда Уэббера и его творчество; в июле 1975 года в Ленинграде ВИА «Поющие гитары» представили написанную композитором Александром Журбиным зонг-оперу «Орфей и Эвридика». Ну а в мае 1976-го в «Ленкоме» Марк Захаров поставил спектакль «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты» на музыку Алексея Рыбникова. Впрочем, это не отменяет того факта, что «Песняры» со своей кантатой «Песня о доле» были в первых, передовых рядах, хотя сейчас эти достижения и забылись. Но, возможно, сериал о них напомнит.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно