Григорий Горин прожил не очень долгую жизнь — он родился 12 марта 1940-го, а умер в 2000-м, в возрасте 60 лет. Но успел много — выучился на врача, несколько лет отработал по специальности; писал скетчи для «Клуба весёлых и находчивых», публиковался в журнале «Юность» и «Литературной газете», был одним из первых лауреатов премии «Золотой телёнок», которую в конце 1960-х учредили за лучшие юмористические и сатирические произведения.
Зрители знали разного Горина. В театре он был автором пьес, которые ставил в «Ленкоме» Марк Захаров: «Тиль», «Самый правдивый», «Поминальная молитва». В кино Горин также запомнился по сотрудничеству с Захаровым, но не только с ним.

«Остановите Потапова!», 1974 год, режиссёр Вадим Абдрашитов
Для Абдрашитова, который тогда учился на режиссёрском факультете ВГИКа, это была курсовая работа, которая стала и дипломной; он вспоминал, что после этой картины его сразу позвали на «Мосфильм» — мол, учиться уже нечему. Ну а в основе сценария короткометражки — одноименный рассказ Горина, опубликованный в 1972-м. Сюжет построен вокруг одного дня главного героя, который хорошими качествами не отличается (его сыграл Валентин Смирнитский). В фильме можно увидеть фрагменты спектакля театра на Таганке «Гамлет» с Владимиром Высоцким — в общем, получился любопытный документ того времени. Любопытно, что хотя Горин числится сценаристом картины, на самом деле он отказался писать сценарий — это сделал сам Абдрашитов.
Цитата: «Затянули спектакль, — подумал Потапов. — Талантливо! Но затянули».
«Тот самый Мюнхгаузен», 1979 год, режиссёр Марк Захаров
А этот фильм — первая совместная работа в кино для Захарова и Горина. В театре они уже сотрудничали — в 1974-м только пришедший в «Ленком» Захаров поставил там пьесу «Тиль». А вот впервые пьесу «Самый правдивый» поставили в театре Советской армии, где Мюнхгаузена играл легендарный Владимир Зельдин. Но Захаров тогда искал материал для нового фильма, и необычная история барона-выдумщика показалась ему подходящей. Главную роль в картине сыграл Олег Янковский — Волшебник из предыдущего фильма Захарова «Обыкновенное чудо». Да и вообще в ролях была занята целая плеяда замечательных советских актёров, а многие цитаты из «Того самого Мюнхгаузена» стали частью отечественного культурного кода. Что удивительно — с ещё одной совместной работой в кино Захарова и Горина, фильмом и спектаклем «Дом, который построил Свифт», такого не произошло — он прошёл по большей части без особых восторгов.
Цитата: «Я сам служу, сударыня. Каждый день к девяти утра я должен идти в мой магистрат. Я не скажу, что это подвиг, но вообще что-то героическое в этом есть».
«О бедном гусаре замолвите слово», 1980 год, режиссёр Эльдар Рязанов
Для Горина это был чистый сценарный опыт, правда, при помощи Рязанова, немного знакомого с эпохой благодаря «Гусарской балладе». Здесь дело происходит чуть позже Отечественной войны — где-то в 1840-х, а герои изъясняются прозой, но стилистику оба сохранили похожую. И снова — целая россыпь актёров во главе с Евгением Леоновым — Королём из «Обыкновенного чуда».
Цитата: «Господи ты, боже мой! Кого мы только ни играем! Короли, понимаешь!.. герцоги!.. рыцари!.. Ни одного современника! Ну и репертуар! Порядочному артисту убежать не в чем!»
«Формула любви», 1983 год, режиссёр Марк Захаров
Вообще сотрудничество с Захаровым оказалось очень плодотворным. Они с Гориным, видимо, работали на одной волне — ничем иным такое количество ушедших в народ цитат из их совместных фильмов объяснить невозможно. «Формула любви» имела литературный первоисточник — повесть Алексея Толстого «Граф Калиостро», — но его ещё нужно было правильно подать (как пример — две экранизации «Обыкновенного чуда»). В этой картине получилось — а опытные Татьяна Пельтцер и Леонид Броневой (Герцог из «Того самого Мюнгхаузена») постарались на славу.
Цитата: «Любовь, Фимка, это у них „амор“. Амор, и глазами так — у-у-у!»
«Убить дракона», 1988, режиссёр Марк Захаров
Этот фильм был снят уже во время перестройки, и Захаров с Гориным пытались сделать его актуальным. Помог им Евгений Шварц, экранизацией пьесы которого и был этот фильм; любопытно, что пьеса была написана во время войны, но долгое время не ставилась в театрах. Но в конце 80-х событий было много, так что ни Янковский-дракон, ни Ланцелот в исполнении Александра Абдулова, ни Бургомистр (Евгений Леонов) не стали настоящим явлением — каким стала поставленная через несколько лет «Поминальная молитва», которую Захаров так и не перенёс на экран (есть телеверсия спектакля, но не полноценный фильм). Кстати, для самого Захарова этот фильм стал последним — после «Убить дракона» он больше ничего не снял.
Цитата: «Это — не народ? Это хуже народа! Это лучшие люди города!»
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть