Каждый актёр мечтает о роли, которая его прославит, и каждый же актёр часто оказывается перед выбором — согласиться на предложение сняться в том или ином фильме или же предпочесть что-то другое. И любопытно, что от этого выбора часто зависит и судьба самой картины — с другим актёром в главной роли она может получиться совсем иной, возможно, не столь популярной. Но и судьба актёра тоже зависит от его интуиции — иначе можно лишиться тех ролей, которые гарантируют успех и известность. И не всегда эта интуиция срабатывает так, как надо.
Олег Стриженов — князь Болконский, «Война и мир»
В начале 1960-х Стриженов был одним из самых востребованных и популярных актёров советского кино. У него уже были сыграны роли в «Оводе», «Мексиканце», «Сорок первом» и «Хождении за три моря». Он одинаково хорошо играл и отрицательных, и положительных героев, а ещё Стриженов хорошо знал себе цену — рассказывали, что у него даже было что-то вроде райдера, которых для советских актёров как бы и не существовало.
По одной из версий, именно понимание им своей популярности и привело к конфликту с Сергеем Бондарчуком, который тогда готовился снимать экранизацию «Войны и мира». Дело в том, что Стриженов нацеливался на роль князя Андрея Болконского, но режиссёр пригласил его на пробы не сразу; актёр всё же пришел, пробы прошёл великолепно, был утверждён на роль... И отказался работать на проекте, сославшись на то, что не готов уделить ему несколько лет.
Скандал, судя по всему, был страшный. Стриженова уговаривали все, вплоть до министра культуры Фурцевой — но он стоял на своём: «Не хочу!» В итоге Болконского в эпопее сыграл Вячеслав Тихонов, а вот как повлиял этот отказ на карьеру самого Стриженова — неизвестно. Он продолжал активно сниматься вплоть до середины семидесятых, да и потом без работы не сидел, хотя уже в нулевые появлялся на экранах считанное число раз. Скончался актёр 9 февраля, на 96-м году жизни.
Юрий Никулин — Бунша/Грозный, «Иван Васильевич меняет профессию»
Никулин работал с Леонидом Гайдаем с самой первой его комедии — правда, в составе комического трио с Георгием Вициным и Евгением Моргуновым. Но от услуг Труса, Балбеса и Бывалого режиссёр отказался после «Кавказской пленницы», а вот Никулина взял на главную роль в «Бриллиантовую руку». И сценарий комедии про то, как поменялись местами управдом Бунша и царь Иван Грозный, Гайдай тоже задумывал под популярного клоуна и актёра — именно он должен был сыграть сразу две роли в экранизации пьесы Михаила Булгакова. Но Никулин отказался — по одной версии, потому что собирался с цирком на зарубежные гастроли, по другой — потому что не рискнул связываться с творчеством Булгакова, который в начале 1970-х ещё не был до конца разрешён. В итоге эти роли достались Юрию Яковлеву — и, пожалуй, сейчас сложно представить другого Буншу и другого царя Грозного. Кстати, из-за отказа Никулина не был приглашён на роль вора Милославского Андрей Миронов, который в паре с Яковлевым выглядел не так ярко; этого персонажа сыграл Леонид Куравлёв.
Евгений Герасимов — Шарапов, «Место встречи изменить нельзя»
К концу 1970-х Герасимов был уже опытным и востребованным актёром — он снимался с середины 60-х, сыграл полтора десятка ролей, но среди них не было прорывных. А потом ему одновременно предложили две роли в двух проектах, одним из которых был фильм Станислава Говорухина по роману братьев Вайнеров. Герасимов подумал — и отказался, предпочтя военную драму Михаила Пташука «Время выбрало нас». Выбор был сделан, судя по всему, из чувства долга — у Пташука актёр уже начал сниматься, и подводить съёмочную группу не хотел. Но потом Герасимов не раз сожалел, что не сыграл Шарапова, хотя за роль во «Времени...» он получил премию Ленинского комсомола.
Маргарита Терехова — Катерина, «Москва слезам не верит»
Идея Владимира Меньшова снять фильм по сценарию Валентина Черных особого восторга у коллег не вызвала — мол, начинающий режиссёр (у него в активе был только подростковый «Розыгрыш») снимает очередную мелодраму, которых и так девать некуда. Поэтому и отношение многих звёзд было понятным.
Маргариту Терехову на роль Катерины Меньшов пригласил первой, но ей и сценарий не понравился, и героиня; она отказалась, сославшись на «предложение поинтереснее». Что это было за предложение, сейчас сказать сложно, но в 1980-м у Тереховой были главные роли сразу в нескольких фильмах, а самым громким из них оказалась «Благочестивая Марта» Яна Фрида, которая, впрочем, не смогла повторить успех «Собаки на сене».
А вот «Москва слезам не верит» оказалась настоящим хитом — 84,4 млн зрителей за год и выигранный «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Впрочем, сейчас вряд ли можно представить Катерину в исполнении Тереховой, а не Веры Алентовой. Кстати, ещё одной отказавшейся от этой роли актрисой стала Ирина Купченко, но она громких заявлений не делала.
Анастасия Вертинская — Мэри Поппинс, «Мэри Поппинс, до свидания!»
Режиссёр Леонид Квинихидзе считался одним из лучших мастеров музыкальных фильмов — на его счету были «Соломенная шляпка», «Небесные ласточки», «31 июня». На главную роль в новом фильме по мотивам произведений британской писательницы Памелы Трэверс он сразу пригласил Анастасию Вертинскую — дочь известного певца и очень популярную актрису, ещё в юности сыгравшую в «Алых парусах» и в «Человеке-амфибии». Она согласилась, но по каким-то причинам ей вскоре всё перестало нравиться — начиная от сценария и героини до музыки и песен, написанных Максимом Дунаевским. Работать в такой обстановке было невозможно, так что Квинихидзе и Вертинская расстались, очень недовольные друг другом.
Начались поиски новой исполнительницы роли Мэри Поппинс — и тогда Дунаевский предложил режиссёру попробовать на эту роль свою тогдашнюю супругу, актрису Наталью Андрейченко. Опыта у Андрейченко тогда было поменьше, чем у Вертинской, но она успела отметиться фильмами «Сибириада» и «Военно-полевой роман», а заодно выполнила пожелание режиссёра и сильно похудела за считанные недели. Сейчас именно эта Мэри Поппинс считается канонической у любителей советского кино, ну а какой она была бы в исполнении Вертинский — неизвестно. Возможно, такой же, как и Маргарита в фильме Юрия Кары десять лет спустя.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть