Михаил Васильевич Ломоносов в советской историографии стоял особняком. Он много сделал для развития отечественной и мировой науки, его фамилия упоминается в законе сохранения массы (закон Ломоносова – Лавуазье), что считалось престижным, поскольку почти все законы физики и химии носят имена иностранных ученых.
Да и биография его очень подходила для СССР — сын двинского крестьянина, Ломоносов самостоятельно добрался до Москвы, учился в России и в Европе, был основателем Московского университета... В общем, заслуг у Ломоносова было довольно, происхождение — правильное, так что нет ничего удивительного в том, что его жизнь и наследие не остались только на уроках истории, но и оказались на киноэкране.
Сейчас уже вряд ли кто вспомнит немой черно-белый фильм 1928 года «Сын рыбака». Но были и другие биографические ленты — «Михайло Ломоносов» 1955 года, «Дым отечества» 1980-го. И масштабная телеэпопея на 9 полнометражных серий, снятая Александром Прошкиным, вышедшая на экраны в 1986-м, которая тоже носила название «Михайло Ломоносов».
Подход к изображению главного героя в фильмах восьмидесятых был схожим — Ломоносова в нем играли три актера разного возраста. С самым старшим обычно проблем не было, потому что актера подбирали по образу, который был изображен на известном портрете кисти Леонтия Миропольского, — в 1955-м взрослого Ломоносова играл Борис Ливанов, в 1980-м — Михаил Зимин, а в 1986-м — характерный Виктор Степанов. Два остальных возраста обычно оставались на усмотрение режиссера, и Прошкин выбрал двух молодых актеров. Юного Ломоносова у него сыграл Александр Михайлов, более известный как провинциальный помещик Федяшев из «Формулы любви». А основную тяжесть двух первых фильмов вынес на себе Игорь Волков, который так и остался в памяти зрителей как самый каноничный Михаил Ломоносов.
«Не то что я тоже гений»
Игорь Волков был лишь на два года старше Михайлова — он родился 5 июля 1959 года в Великих Луках. Они и в театральных вузах столицы учились почти одновременно — Михайлов в 1983-м окончил Щукинское училище, а Волков в 1981-м — Щепкинское. С кино, правда, у них складывалось по-разному — Михайлов ещё студентом начал сниматься, а вот Волков чуть запоздал.
«Роль Ломоносова — это вообще моя первая роль в кино, — рассказывал актер в интервью АиФ. — Я был настолько молод относительно профессии, что играл, по сути, себя в предлагаемых обстоятельствах. Ломоносов — это я. Не то что я тоже гений, упаси Боже, но я пытался воплотить на экране всё лучшее, что есть во мне».
Девять серий «Михайло Ломоносова» Прошкин поделил на три фильма, каждый — про определенный период жизни своего героя. Вот только поделить эти серии поровну между актерами он не смог — Степанову, например, достались три заключительные (фильм «Во славу Отечества»), Михайлову — чуть больше половины первой серии (самое начало фильма «От недр своих»). Ну а Волков и стал «основным» Ломоносовым, на которого пришлась львиная доля хронометража и внимания зрителей.
«Цивилизация уничтожила очень многое»
Телефильм Прошкина о Ломоносове был действительно масштабным. Он и снимался несколько лет — съемочная группа ездила в экспедиции на Соловки, подолгу жила на Мезени, в сёлах Дорогорское и Кимжа. Связано это было, как вспоминал Волков, с наступлением цивилизации.
«К сожалению, цивилизация уничтожила очень многое в родных местах Михайло Васильевича, и снимать там первую половину 18-го века было нельзя», — рассказывал он.
Для молодого актера эти поездки, наверное, были своеобразным приключением, но на время съемок ему пришлось уйти из театра Советской армии, в который его приняли после «Щепки» и в котором он отработал лишь один сезон. «Ломоносова» снимали несколько лет, и когда он добрался до телеэкранов (это случилось в ноябре 1986-го), оказалось, что времена безвозвратно изменились.
Но поначалу всё шло привычным образом — Волков после премьеры стал звездой, его узнавали зрители, он был популярен, начал получать приглашения в другие проекты, а ещё — его позвали в МХТ имени Чехова. МХТ, правда, тогда переживал не лучшие времена — это был осколок МХАТ, его трупу составляли те актеры, которые не ушли с Татьяной Дорониной, а остались с Олегом Ефремовым в старом здании.
Слом эпох проявился и в кино. У Волкова был ярко выраженный типаж мужественного, способного справиться с чем угодно человека — такой был очень востребован в советском кино в 60-е и 70-е. Причем эта мужественность в его героях проявлялась вовсе не в умении махать кулаками — то есть для боевиков и приключений его персонажи не подходили. И вскоре сыгранный им Ломоносов оказался не у дел — у зрителей появились новые кумиры. Например, герои фильма «Гардемарины, вперед!», действие которого происходило в те же годы, что и «Ломоносова», но было наполнено звоном шпаг и ароматом приключений, как у каких-нибудь мушкетеров. Великий ученый таким героям соперником не был.
С ролями Волкову тоже не везло. У него была заметная роль в фильме «Поражение», новой экранизации романа Даниила Гранина «Иду на грозу» и ремейке картины 1965 года, но в 1988-м зрителей интересовали совсем другие сюжеты — напомним, что хитами того года были «Маленькая Вера», «Меня зовут Арлекино», «Холодное лето пятьдесят третьего...» и «Воры в законе». Проблемы ученых зрителей волновали мало.
«Я не тусовочный человек»
В МХТ Волков проработал пять лет, до 1992-го, и ушел, окончательно порвав с театром. Больше он на сцену не выходил. Времена действительно были другие. С кино не рвал, хотя предложений становилось не так много, как в конце 1980-х и начале 1990-х. Впрочем, у него были и главные роли — правда, по большей части в малоизвестных картинах. Но он сыграл одну из главных ролей в драме «Последний бой майора Пугачёва» по произведениям Варлама Шаламова и в мини-сериале «Провокатор». Снимался в различных сериалах (например, во втором «Мосгазе»), однако его сложно было назвать очень востребованным актером.
Но он словно и не замечал этого, живя своей собственной жизнью, которая, кажется, его полностью устраивала.
«Я не тусовочный человек. Люблю ходить в театры, кино. У меня нет „Мерседесов“, много денег, — говорил Волков в интервью 2011 года. — Для меня гораздо важнее то, что происходит внутри. Если разрушен внешний мир, то это беда, безусловно, но человек способен воссоздать его. А если разрушен внутренний мир, то вновь восстановить его очень сложно. Почти невозможно. И это самое страшное, что может быть».


Её убили после смерти. Как изуродовали образ актрисы Инны Ульяновой
Бывалому Гайдай страшен. Как Евгений Моргунов развалил легендарное трио
Не тот Чехов? Критики «Анну на шее» ругали, а зрители обожали
Более 367 тыс. зрителей Беларуси посмотрели драму «Время вернуться»
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть