Советские комедии и мелодрамы стали непременным признаком телевизионного Нового года. Каналы показывают их сплошняком, почти не делая перерывов, и, переключая программы, можно наткнуться на один и тот же фильм, поскольку кинофонд СССР всё же не бездонный. При этом в Советском Союзе снимали и просто новогодние фильмы, действие которых происходило во время празднования — как правило, очень масштабного, с тоннами конфетти, ломящимися от изобилия столами и большим количеством спиртного. Последнее, кстати, едва не аукнулось таким фильмам в конце 1980-х, когда шла всесоюзная борьба за трезвость, но классика оказалась неуступчивой и победила с разгромным счетом. Лучшие советские фильмы про Новый год — в подборке "АиФ".
5-е место — «Эта веселая планета», 1973
Фильм режиссёров Юрия Саакова и Юрия Цветкова обманул многих советских школьников, которые искренне верили, что увидят настоящую фантастику с бластерами и инопланетянами. Но всё оказывалось гораздо проще: инопланетяне действительно были (их играли Виктор Сергачёв, Леонид Куравлёв и Екатерина Васильева), но единственное, чем они занимались на Земле, — это посещали празднование Нового года в одном из советских НИИ. Взрослых же зрителей «Планета» подкупала актерским составом (там снимались также Савелий Крамаров, Наталья Крачковская и Владимир Носик), а также песнями Давида Тухманова, которые тогда были очень популярны.
4-е место — «Чародеи», 1982
Это тоже своего рода «обманка» от Константина Бромберга, которая притворялась экранизацией повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу». Впрочем, обман был не слишком сильным: Стругацкие были сценаристами картины (хотя Борису Стругацкому проект поначалу не понравился), институт волшебства и магии имелся (правда, НУИНУ вместо НИИЧАВО), да и маги с волшебниками присутствовали, хотя магия была, конечно, слишком приземленной. Но хороший актерский состав (Александра Яковлева, Александр Абдулов, Валентин Гафт, Екатерина Васильева, Валерий Золотухин), дуэт Эммануила Виторгана и Михаила Светина, а особенно «гость с Юга» в исполнении Семена Фарады — и, конечно, пара привязчивых песен, — обеспечили этой картине любовь зрителей.
3-е место — «Ирония судьбы, или С легким паром!»
Трагикомедию Эльдара Рязанова основательно заездили, сделав её непременным атрибутом новогоднего телеэфира. Конечно, это можно сказать про многие советские фильмы, но кинонаследие СССР вообще обладает странным качеством. Эти картины знакомы до последнего кадра, реплики героев зрители готовы озвучивать вместо актеров, да и финалы в них вряд ли когда-либо поменяются, но они всё равно привлекают внимание и словно заставляют себя смотреть. Именно это и происходит с «Иронией...». Все давно знают про два одинаковых адреса в Ленинграде и Москве, про традицию ходить в баню и про заливную рыбу, но всё равно включают 31 декабря телевизор, чтобы в очередной раз посмотреть, кого выберет Надя: случайного знакомого Женю Лукашина или верного Ипполита.
2-е место — «Морозко», 1964
Это сказка родом из очень далекого детства, которую взрослые пересматривают редко. Но в ней есть то, ради чего можно изменить своим привычкам. Этот фильм одного из лучших советских режиссеров-сказочников Александра Роу — как и всякая сказка, конечно, ложь, но с намеком. Ну и, разумеется, в фильме множество цитат, в буквальном смысле ушедших в народ, в основном связанных с Марфушенькой-душенькой.
1-е место — «Карнавальная ночь», 1956
Первый фильм Рязанова-режиссера с трудом прошел худсовет, но стал лидером советского проката за год и долгие годы вдохновлял трудовые коллективы на то, чтобы отмечать Новый год «как в кино». Конечно, со временем подобная традиция превратилась в нынешние корпоративы, но, пожалуй, имеет смысл вспомнить, с чего всё начиналось. Кроме того, и картина, хоть и построена на борьбе хорошего с лучшим, является отличным образцом построения сюжета от одного из лучших советских мастеров кино.
Вне конкурса: «Новогодние приключения Маши и Вити», 1975
Детское кино в СССР не было в загоне: фильмы для маленьких зрителей снимали очень хорошие режиссеры, а основой для сценариев часто становились проверенные временем литературные произведения. Картина же Игоря Усова («Сицилианская защита») и Геннадия Казанского («Старик Хоттабыч», «Снежная королева») попробовала пойти по пути популярных в 1970-е музыкальных фильмов. Это одна из первых больших работ в кино Михаила Боярского (кот Матвей) с песнями в его исполнении. Картину часто крутили по ЦТ, она была узнаваемой и любимой, но в рейтинге детских и музыкальных лент всё же уступала вышедшей спустя год «Маме» с тем же Боярским и Людмилой Гурченко.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть