Периодически наши читатели задают вопросы такого плана: почему во всем мире население стареет быстрыми темпами, но при этом повсеместно активно продвигают культ молодости и непосредственности, забывая о людях в возрасте?
Одна из читательниц постаралась сказанное ею перевести в шутку, но все же заметила, что это больше смех сквозь слезы: «Когда юное создание непосредственно, с горящими глазами рассказывает, как теперь все хорошо у пенсионеров, потому что они стали лучше и дольше жить, хочется ей сказать: «Деточка, милая, доживи сначала до наших годков...»
Похожие мысли транслировались и насчет кино- и театральной продукции: «Почему во всех фильмах главные герои - модели и супермены, которые только что достигли половой зрелости? Где фильмы про настоящих людей, то есть нас – тех, кто уже достаточно пожил и имеет огромный опыт?»
«АиФ» решил исправить ситуацию и узнать у специалиста в сфере кино – кинокритика, члена международной федерации кинопрессы FIPRESCI Антона СИДОРЕНКО, может ли он посоветовать достойное кино, в котором главные герои – люди в возрасте, и чтобы при этом фильм был интересным и захватывающим. А заодно обсудили, какие сейчас тренды в этой отрасли.
- Население стареет, увы, не только в Беларуси. В самых передовых и развитых странах тенденции абсолютно те же. Но в массовой культуре действительно по-прежнему доминируют молодые лица: она преимущественно ориентирована на подростков и молодых людей до тридцати — самых активных покупателей в сфере развлечений, - объясняет Антон Сидоренко. - Средний возраст 80% посетителей кинотеатров (до пандемии) практически во всех странах мира — от 18 до 25 лет. Конечно, есть фильмы и для более возрастной аудитории. В основном это телевизионные мелодрамы, «мыльные оперы» для женщин. У телевизионщиков эта категория зрителей проходит под условным обозначением Ж55+.
Из самых известных примеров сверхуспешных телевизионных сериалов для возрастной категории зрителей можно называть украинских «Сватов».
Конечно, не надо думать, что людям пенсионного возраста, например, нравится смотреть кино только про сверстников. Наше подсознание устроено так, что мы стремимся к молодым, красивым лицам. Отсюда и кинозвезды, и ведущие ТВ, из которых большинство как раз можно назвать молодыми. Исключение составляют звезды, которые, как правило, пришли на экран в молодом возрасте и имеют собственную верную аудиторию. Исключения редки, но бывают. Народная артистка СССР Стефания Михайловна Станюта стала широко известна именно в «благородном» возрасте. Звездный час и всемирная известность к британской актрисе Джоан Хиксон пришли только в 76 лет, когда она впервые появилась в роли мисс Марпл в знаменитом сериале ВВС.
Сверхуспешные примеры
- Насколько успешны фильмы, где главные герои – возрастные? Хорошие ли у них сборы?
- Фильмы с актерами и историями пенсионного возраста, как правило, построены как раз в расчете на аудиторию конкретных звезд. Но, разумеется, много примеров, когда такое кино пользуется большой популярностью абсолютно у всех. Из заметных зарубежных фильмов можно, например, вспомнить несколько картин голливудского мэтра Клинта Иствуда, который стал сверхуспешным как режиссер только после шестидесятилетнего возраста. Фильмы, в которых он сыграл в этом возрасте главные роли – «Мосты округа Мэдисон», «Гран Торино», недавний «Наркокурьер», – рассказывают историю именно немолодых главных героев.
Имеют большую армию почитателей фильмы со звездами Голливуда Джеком Николсоном («О Шмидте», комедии «Любовь по правилам и без», «Пока не сыграл в ящик»), Энтони Хопкинсом («Самый быстрый «Индиан», «Два Папы»), героям которых также «за...».
Успешными, в том числе в белорусском прокате, были две части комедии «Отель «Мэриголд» о группе английских пенсионеров, которые переезжают на ПМЖ в Индию. Да и одна из самых кассовых картин «Беларусьфильма» «Белые росы» Игоря Добролюбова ведь тоже во многом построена на дуэте веселых пенсионеров. В любом случае, для успеха истории любого фильма нужны не только хорошие актеры, но и оригинальный сюжет. Что имеют все вышеперечисленные картины.
Баланс в искусстве
- Режиссеры тоже моложе не становятся...
- Авторское кино в отдельных странах всегда ориентировалось на поколения режиссеров. Одним из самых знаменитых в Европе было французское поколение шестидесятых: Жан-Люк Годар, Клод Шаброль, Франсуа Трюффо. В США до недавних пор задавало моду поколение семидесятников: Мартин Скорсезе, Френсис Форд Коппола, Джордж Лукас, Стивен Спилберг. В Беларуси в последние годы активно снимали те, кто пришел в кино в девяностые: Иван Павлов, Александр Анисимов, Игорь Четвериков, но на смену им стремительно приходит (и придет в ближайшее время) поколение, сформировавшееся в прошлом десятилетии.
А вообще, снимать кино можно в любом возрасте. Канадский вундеркинд Ксавье Долан попал со своим первым фильмом в конкурс Каннского фестиваля в 20 лет, а классик португальского кино Мануэль ди Оливейра снял последний (и вполне пристойный!) фильм в 103 года, а ушел из жизни в 106 лет.
- Возможно ли у нас, как за рубежом, появление фильмов про людей 50+, которые ходят к сексологам, психологам, волнуются, чтобы их жизнь с партнером была яркой, гармоничной?..
- В Беларуси в обществе пока имеет место эйджизм, т. е. определенная дискриминация людей по возрасту. Уже после 50 лет человек считается чуть ли не выпавшим из «актуальной» жизни. Как обстоят дела в других странах? По-разному, но, как правило, в экономически и социально благополучных никаких предубеждений нет. К счастью, со временем предубеждений становится все меньше, и здорово, что наше общество идет именно по этому пути. Фильмов про тех, у кого «жизнь только начинается», будет больше.
5 фильмов, где главным героям далеко за…
1. SUMMA (Польша-Беларусь), реж. Андрей Кутило, — документальная лента о знаменитом польском художнике с белорусскими корнями Анджее Струмилло, который в девяносто три года жил в одиночестве на своем хуторе и находил вдохновение для активной работы. К сожалению, в апреле 2020 г. он скончался.
2. «Джинджер и Фред» (Италия), реж. Федерико Феллини, — звездный дуэт Джульетты Мазины и Марчелло Мастроянни рассказывает о том, что годы не властны над настоящим чувством.
3. «Стажер» (США), реж. Ненси Майерс, — очень смешная комедия с Робертом Де Ниро о том, что никогда не поздно начать профессиональную карьеру и жизнь заново.
4. «Starперцы» (США), реж. Джон Тёртелтауб, — блестящий квартет (Майкл Дуглас, Роберт Де Ниро, Морган Фриман, Кевин Клайн) наводит шороху в Лас-Вегасе.
5. «Крутые мужики» (США), реж. Джеф Кэнью, — герои Кирка Дугласа и Берта Ланкастера доказывают всему криминальному миру, кто в нем самый крутой.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть