«Женщины хуже злодеев... Женщина сначала патоку разведет, а потом скрутит тебя, да еще обманет с твоим другом, если у тебя силенок поубавилось...». Так говорил в фильме «Семнадцать мгновений весны» охранник конспиративной квартиры гестапо Хельмут Кальдер унтершарфюреру СС, смотрителю и радисту той же квартиры Барбаре Крайн.
Полвека назад, в начале 1973 года, Татьяна Лиознова заканчивала работу над киноэпопеей про Штирлица и победу советского народа во Второй мировой войне. О большинстве актеров, снявшихся в многосерийном фильме, известно почти всё. Даже о тех, чье появление на экране ограничивалось считанными минутами — Светлане Светличной, Инне Ульяновой, вечной «жене Штирлица» Элеоноре Шашковой.
И только об исполнительнице роли жесткой гестаповки Барбары — Ольге Сошниковой — информация скудная. Куда она пропала, как сложилась ее судьба, выяснял aif.ru.
Только одна главная роль
Оля появилась на свет в Москве спустя два месяца после окончания войны. С детства грезила театром, родители даже подарили ей однажды домашний театр с маленькой сценой, чтобы девочка могла разыгрывать представления. Отец сам смастерил подмостки, был одним из зрителей, и никто из близких уже не сомневался, что Оля станет актрисой. Талант её был очевиден. Так что брать приступом ВГИК не пришлось.
В 23 года Ольга начала сниматься в кино. Первая роль — в картине «Любовь Серафима Фролова» — была эпизодической, начинающую актрису даже не удостоили упоминания в титрах. Но спустя год вышел фильм Краснопольского и Ускова «Неподсуден», где Ольга сыграла жену летчика Егорова (Олег Стриженов). Эту работу зрители заметили, оценили по достоинству. И даже сейчас многие вспоминают ее как одну из лучших в карьере Сошниковой.
Потом были еще несколько работ, в том числе «Городской романс» Петра Тодоровского и «День да ночь», где у Ольги главная роль. Единственная в ее карьере. Была, правда, еще одна — в фильме, который вряд ли кто сегодня помнит.
Такие фрау могли убивать
Все изменилось с выходом многосерийной ленты «Семнадцать мгновений весны» Татьяны Лиозновой. Свою порцию славы получил едва ли не каждый актер, снявшийся в фильме. Но лишь спустя много лет стало известно, что не всем исполнителям популярность пошла на пользу.
«Ха-ха!.. Вам жена наставила рога!.. Ха-ха-ха-ха...» — смеется гестаповка Барбара в ответ на монолог Хельмута (Отто Меллис) о ненависти к женщинам.
Это она приказывала Хельмуту положить новорожденного ребенка Кэт голеньким у открытого окна. Это она смотрела злыми глазами на саму Кэт...
Да, в СС женщины не служили. Но, похоже, Лиознова знала про это больше. Она понимала, что такие, с позволения сказать, фрау могли убивать. Если не оружием, так приказом, взглядом.
Именно поэтому режиссер вкладывает в уста германского актера Отто Меллиса слова: «Женщины хуже злодеев», а на миловидную советскую актрису Ольгу Сошникову цепляет мундир гестаповки. Немец и русская, в кадре рядом они кажутся похожими друг на друга внешне, но оказываются противоположностями по духу.
Кстати, любопытный факт об Отто Меллисе, умершем в апреле 2020 года в возрасте 89 лет. В 1945-м, узнав о скором наступлении русских солдат на Берлин, его родители покончили с собой. Отто было 14 лет. Когда русские взяли Берлин, он с братом сам пошел к ним работать и ухаживал за лошадьми. Интересно, знала ли об этом Лиознова, приглашая Меллиса сниматься в советской картине и предлагая ему роль доброго гестаповца?
Любовь со Штирлицем?
Стать Барбаре чуть мягче и нежнее предложил Штирлиц-Тихонов. Его героя более душевным и человечным, чем в книге Юлиана Семенова, сделала сама Татьяна Лиознова. А Вячеслав Тихонов предложил Барбаре... влюбиться в Штирлица и смотреть на него, как женщина на мужчину.
Ольгу Сошникову это не спасло. Зритель видел в ней только настоящую арийку, гестаповку. Жесткую, злую, бесчеловечную. Причем не только 50 лет назад.
Вот что пишут об актрисе интернет-пользователи сегодня: «Как я ненавидел ее тогда!», «Натуральная гестаповка. Злая, как собака. Я радовался, когда Гельмут ее шлепнул», «Так отыграть роль гестаповки, которую возненавидел миллионный зритель, способен только очень талантливый актер», «Лиозновой надо было показать жестокость фашизма. Она и показала, во что может превратиться женщина под воздействием нацистской пропаганды».
Говорят, после премьеры картины на актрису на улице набрасывались мужчины с кулаками. Женщины посылали ей проклятья, оскорбляли и угрожали. Ольга на экране настолько вжилась в образ гестаповки, что зрители поверили ей и возненавидели по-настоящему.
С профессиональной точки зрения это, безусловно, был успех. Хотя сказать, что карьера Сошниковой после легендарного фильма пошла в гору, было бы преувеличением. Безусловно, она где-то снималась, что-то играла. Но, кроме фильма «Убить дракона», где Марк Захаров доверил Ольге сыграть жену ученого Фридрихсена (Александр Збруев), и удачного дебюта Андрея Прошкина «Спартак и Калашников» (спустя 13 лет после перерыва), и назвать-то нечего. Однако и в этих картинах актриса не смогла громко заявить о себе. Последний раз в кино Ольга снялась в 2002-м.
Кто-то считает, что роль гестаповки испортила актрисе карьеру — слишком уж правдоподобна она была. Слышать и читать это смешно. В фильме — сплошные гестаповцы. Игравшие их актеры потом получали звания и награды. И никому роли не испортили карьеру. Броневой-Мюллер обрел славу благодаря «17 мгновениям». Элеонора Шашкова известна благодаря этому фильму...
Сама Сошникова объясняла, что всегда хотела больше заниматься семьей (рано вышла замуж, уехала на родину супруга в Казахстан, но спустя несколько лет вернулась) — сначала дочерью, потом внуками. И не делала больших ставок на кино.
Она нашла себя в преподавании. Ставила детские спектакли. И никогда ни о чем не жалела.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть