«Женщины хуже злодеев... Женщина сначала патоку разведет, а потом скрутит тебя, да еще обманет с твоим другом, если у тебя силенок поубавилось...». Так говорил в фильме «Семнадцать мгновений весны» охранник конспиративной квартиры гестапо Хельмут Кальдер унтершарфюреру СС, смотрителю и радисту той же квартиры Барбаре Крайн.
Полвека назад, в начале 1973 года, Татьяна Лиознова заканчивала работу над киноэпопеей про Штирлица и победу советского народа во Второй мировой войне. О большинстве актеров, снявшихся в многосерийном фильме, известно почти всё. Даже о тех, чье появление на экране ограничивалось считанными минутами — Светлане Светличной, Инне Ульяновой, вечной «жене Штирлица» Элеоноре Шашковой.
И только об исполнительнице роли жесткой гестаповки Барбары — Ольге Сошниковой — информация скудная. Куда она пропала, как сложилась ее судьба, выяснял aif.ru.
Только одна главная роль
Оля появилась на свет в Москве спустя два месяца после окончания войны. С детства грезила театром, родители даже подарили ей однажды домашний театр с маленькой сценой, чтобы девочка могла разыгрывать представления. Отец сам смастерил подмостки, был одним из зрителей, и никто из близких уже не сомневался, что Оля станет актрисой. Талант её был очевиден. Так что брать приступом ВГИК не пришлось.
В 23 года Ольга начала сниматься в кино. Первая роль — в картине «Любовь Серафима Фролова» — была эпизодической, начинающую актрису даже не удостоили упоминания в титрах. Но спустя год вышел фильм Краснопольского и Ускова «Неподсуден», где Ольга сыграла жену летчика Егорова (Олег Стриженов). Эту работу зрители заметили, оценили по достоинству. И даже сейчас многие вспоминают ее как одну из лучших в карьере Сошниковой.
Потом были еще несколько работ, в том числе «Городской романс» Петра Тодоровского и «День да ночь», где у Ольги главная роль. Единственная в ее карьере. Была, правда, еще одна — в фильме, который вряд ли кто сегодня помнит.
Такие фрау могли убивать
Все изменилось с выходом многосерийной ленты «Семнадцать мгновений весны» Татьяны Лиозновой. Свою порцию славы получил едва ли не каждый актер, снявшийся в фильме. Но лишь спустя много лет стало известно, что не всем исполнителям популярность пошла на пользу.
«Ха-ха!.. Вам жена наставила рога!.. Ха-ха-ха-ха...» — смеется гестаповка Барбара в ответ на монолог Хельмута (Отто Меллис) о ненависти к женщинам.
Это она приказывала Хельмуту положить новорожденного ребенка Кэт голеньким у открытого окна. Это она смотрела злыми глазами на саму Кэт...
Да, в СС женщины не служили. Но, похоже, Лиознова знала про это больше. Она понимала, что такие, с позволения сказать, фрау могли убивать. Если не оружием, так приказом, взглядом.
Именно поэтому режиссер вкладывает в уста германского актера Отто Меллиса слова: «Женщины хуже злодеев», а на миловидную советскую актрису Ольгу Сошникову цепляет мундир гестаповки. Немец и русская, в кадре рядом они кажутся похожими друг на друга внешне, но оказываются противоположностями по духу.
Кстати, любопытный факт об Отто Меллисе, умершем в апреле 2020 года в возрасте 89 лет. В 1945-м, узнав о скором наступлении русских солдат на Берлин, его родители покончили с собой. Отто было 14 лет. Когда русские взяли Берлин, он с братом сам пошел к ним работать и ухаживал за лошадьми. Интересно, знала ли об этом Лиознова, приглашая Меллиса сниматься в советской картине и предлагая ему роль доброго гестаповца?
Любовь со Штирлицем?
Стать Барбаре чуть мягче и нежнее предложил Штирлиц-Тихонов. Его героя более душевным и человечным, чем в книге Юлиана Семенова, сделала сама Татьяна Лиознова. А Вячеслав Тихонов предложил Барбаре... влюбиться в Штирлица и смотреть на него, как женщина на мужчину.
Ольгу Сошникову это не спасло. Зритель видел в ней только настоящую арийку, гестаповку. Жесткую, злую, бесчеловечную. Причем не только 50 лет назад.
Вот что пишут об актрисе интернет-пользователи сегодня: «Как я ненавидел ее тогда!», «Натуральная гестаповка. Злая, как собака. Я радовался, когда Гельмут ее шлепнул», «Так отыграть роль гестаповки, которую возненавидел миллионный зритель, способен только очень талантливый актер», «Лиозновой надо было показать жестокость фашизма. Она и показала, во что может превратиться женщина под воздействием нацистской пропаганды».
Говорят, после премьеры картины на актрису на улице набрасывались мужчины с кулаками. Женщины посылали ей проклятья, оскорбляли и угрожали. Ольга на экране настолько вжилась в образ гестаповки, что зрители поверили ей и возненавидели по-настоящему.
С профессиональной точки зрения это, безусловно, был успех. Хотя сказать, что карьера Сошниковой после легендарного фильма пошла в гору, было бы преувеличением. Безусловно, она где-то снималась, что-то играла. Но, кроме фильма «Убить дракона», где Марк Захаров доверил Ольге сыграть жену ученого Фридрихсена (Александр Збруев), и удачного дебюта Андрея Прошкина «Спартак и Калашников» (спустя 13 лет после перерыва), и назвать-то нечего. Однако и в этих картинах актриса не смогла громко заявить о себе. Последний раз в кино Ольга снялась в 2002-м.
Кто-то считает, что роль гестаповки испортила актрисе карьеру — слишком уж правдоподобна она была. Слышать и читать это смешно. В фильме — сплошные гестаповцы. Игравшие их актеры потом получали звания и награды. И никому роли не испортили карьеру. Броневой-Мюллер обрел славу благодаря «17 мгновениям». Элеонора Шашкова известна благодаря этому фильму...
Сама Сошникова объясняла, что всегда хотела больше заниматься семьей (рано вышла замуж, уехала на родину супруга в Казахстан, но спустя несколько лет вернулась) — сначала дочерью, потом внуками. И не делала больших ставок на кино.
Она нашла себя в преподавании. Ставила детские спектакли. И никогда ни о чем не жалела.


Плохой хороший актер. Николас Кейдж, который просто зарабатывал деньги
Бедный «Шурик» и его Нина. 40 лет жена ухаживала за Гайдаем как за ребенком
Лариса Луппиан: «Одуванчиком я точно не была!»
«Своё возьмём, кровное, наше!» Иногда Высоцкому казалось, что он сам воевал
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть