Зритель порой ошибается, думая, что если артист играет в основном отрицательных персонажей, значит, и человек он так себе — вон, мол, даже взгляд у него недобрый... Но если женщины сегодня активно покупают себе новое лицо, то мужчины часто остаются с тем, что подарила природа и родители.
Крестный отец Бекмамбетов
Виктору Вержбицкому досталась неголливудская внешность: рост мужской средний, ранняя лысоватость, обычные — не сказать, чтобы очень выразительные — глаза. И опущенные уголки губ. Будто вечно недоволен, печален, угрюм... Словом, увидишь такого на улице — не сразу и узнаешь. Подумаешь: похож на соседа по лестничной клетке.
Однако за «никакой» внешностью — большой талант. И именно невзрачное на первый взгляд лицо позволяет актеру примерять на себя всевозможные образы: от киллера до олигарха, от чиновника до императора. Парики, усы, бороды, костюмы прошлых веков — все это сидит на Вержбицком как влитое.

Тимур Бекмамбетов понял это еще в Ташкенте — с Вержбицким они оказались однокурсниками в театрально-художественном институте. Тимур учился на сценографическом отделении, Виктор — на актерском. Там и зародилась настоящая мужская дружба, продолжающаяся уже несколько десятилетий.
Именно Бекмамбетов стал крестным отцом Вержбицкого в кино, путеводной звездой. Это он, первым променявший Ташкент на Москву, уговорил друга последовать его примеру и в 37 лет начать все с нуля: приютил Виктора у себя, потом помог найти жилье... Про совместную работу и говорить не приходится — Вержбицкому откровенно повезло, что друг вырос в крупного режиссера. Но и для Тимура участие Виктора в его, Бекмамбетова, проектах стало добрым знаком. Даром что не всегда это ведущие роли — в фильме «Ирония судьбы. Продолжение», например, Вержбицкий стал всего лишь «человеком на остановке».

От Людовика XIV до Николая I
Профессиональный творческий союз Бекмамбетова и Вержбицкого начался одновременно с фильма «Пешаварский вальс», собравшего несколько призов, и... рекламы. Но не той, что раздражает и заставляет переключать кнопки. Нет, это было совсем другое качество — практически кино. Только мини.
Руководство банка поставило перед режиссером задачу: никаких спецэффектов, анимации — только чистая игра актеров. Оператором работал классик Георгий Рерберг. Одним из сценаристов — Михаил Лесин. Закадровый текст для некоторых роликов прочитали Иннокентий Смоктуновский и Владимир Машков.
Тимуру в ту пору было едва за 30, он не был известен, и похвалиться еще было нечем. Но, видимо, сумел оказаться в нужное время в нужном месте. После серии роликов «Всемирная история. Банк Империал» его стали называть классиком российской рекламы. А режиссеры обратили внимание на исполнителя ролей Николая I, Александра Македонского и Людовика XIV — Виктора Вержбицкого.
Сказать, что актера тут же завалили главными ролями, было бы откровенной ложью. Это в Узбекистане его знали как ведущего и заслуженного актера. Там он купался в классическом театральном репертуаре, был избалован главными ролями. В Москве его никто не ждал. Никто ничего не обещал. А в 37, имея за плечами приличный опыт, ходить на просмотры-поклоны все-таки нелегко...
Верь, надейся, жди
Только раз уж решился поменять жизнь — будь добр, играй по новым правилам. Сиди год, не выходя на сцену. Носи свои фотокарточки на киностудии. Думай, как и на что жить, снимать квартиру. И жди. Надейся... Может, Его Величество Случай и соблаговолит снизойти до тебя.
Случай снизошел до Вержбицкого спустя несколько лет, в 1998-м. Тогда у Виктора наконец появилась работа... Нет, не так... Появилась работа, ставшая, по словам актера, отправной точкой в кинокарьере (на минуточку, восьмая картина в фильмографии!). Это был «Сибирский цирюльник» Никиты Михалкова. Проект, в котором слова «кино» и «режиссер» — с прописной.
Фамилия Вержбицкого попала во вторую половину списка исполнителей. Сам он признавался, что, узнав о масштабном международном проекте, набрался смелости, поступился принципами и предложил... себя. Игра стоила свеч. В тот период такое кино, кроме Михалкова, у нас никто не снимал. Да и работа с таким режиссером — подарок судьбы для любого актера.

В 45 жизнь только начинается
Роль адъютанта великого князя в «Цирюльнике», сыгранную Вержбицким, вряд ли кто вспомнит — слишком ярким был в фильме свет звезд российского и мирового уровня. А большой роли у мэтра Виктор ждал почти 10 лет, каждой работой доказывая, что он способен не только на эпизоды.
В тот период опять выручил верный друг Бекмамбетов, затеявший снимать «Ночной дозор». Успех был неожиданным и оглушительно громким — тут же последовало продолжение. Высший Темный Иной, маг Завулон в исполнении Вержбицкого оказался убедительным. Даже автор книг Сергей Лукьяненко признал мастерство актера, хотя киношный образ и не совпал с придуманным им.
К Вержбицкому пришла настоящая слава. Это была победа над самим собой и жизненными обстоятельствами. В год премьеры «Ночного дозора» актеру исполнилось уже 45. Но для него все только начиналось. Шутка сказать — от «Ночного» до «Дневного дозора» прошел год. А Виктор успел за это время сняться в 7 работах.
Дальше все пошло как по маслу. «Турецкий гамбит» Джаника Файзиева, «12» Никиты Михалкова... В 2008-2010 гг. у Вержбицкого ежегодно по 8 фильмов. Да, не все «выстрелили», не каждым можно гордиться. О иных, откровенничал в интервью актер, не стоит и вспоминать. Но так бывает. Кино — командная «игра», и один игрок, даже самый талантливый, не в силах создать шедевр.
Сейчас в копилке Виктора Вержбицкого более сотни работ в кино, не только премия MTV 2006 г. в номинации «Лучший кинозлодей года», но и звание народного артиста России.
Он играет в Театре Наций. Снимается в нескольких проектах. Иногда работает только голосом, озвучивая Райфа Файнса или Колина Фёрта. И, кажется, совсем не переживает о том, что Деда Мороза ему уже не сыграть. «Кто ж поверит?..»
Красная «жара». Как сложилась судьба актеров фильма «Неуловимые мстители»
Везучая актриса. Яна Троянова получает роли без кастингов
«То пусто, то густо». Владимир Гостюхин отмечает 74-летие
«Стоял перед ней на коленях». Нелегкое счастье Ирины Муравьевой
Продолжение «Белых рос» выйдет на экраны весной 2014 года
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть