«Что? Где? Когда?» — легендарная интеллектуальная игра и один из старейших телевизионных проектов отечественного телевидения. В сентябре 2025 года у программы юбилей — 50 лет в эфире.
Немного истории
Официальной датой рождения программы считается 4 сентября 1975 года. В этот день в эфир впервые вышла «Семейная викторина „Что? Где? Когда?“». В ней друг против друга играли две команды — семья Ивановых и Кузнецовых. Было два раунда, снимавшихся у семей дома. Автор идеи — театральный художник, режиссер и телеведущий Владимир Ворошилов (1930—2001). Такой формат стал для него лишь отправной точкой. Ворошилов хотел создать нечто принципиально новое. Так, со временем возник «клуб знатоков» и любимая миллионами игра.
Место съемок
С 8 декабря 1990 года и по сей день игра проходит в Охотничьем домике в Нескучном саду Москвы. Однако до этого игра несколько раз меняла место прописки:
- с 1976 по 1982 программа снималась в баре телецентра в Останкино;
- с 1983 по 1986 — на улице Герцена, 47;
- с 1988 по 1989 — в Центре международной торговли на Красной Пресне.
Правила игры
Сначала каждый участник программы играл сам за себя. Потом игроки стали объединяться в команды. В 1977 году в их адрес впервые прозвучал термин «знатоки». Хотя сам Ворошилов скептически относился к такому определению, считая главным в игре не знания, а умение человека логически мыслить.
«Вопросы не должны касаться специальных знаний, они рассчитаны на кругозор нормального человека „из толпы“. Вопросы, их решение должны помочь такому человеку поверить в свои силы, убедить его в том, что, обладая минимумом фундаментальных знаний, он может при помощи логического мышления, сообразительности, наблюдательности и других благоприобретенных качеств решить любую проблему, которую ставит перед ним жизнь», — говорил он (цитата из книги «Феномен игры» Ворошилова).
В настоящее время игра ведется между двумя командами — телезрителей и знатоков. За игровым столом в зале Охотничьего домика сидят шесть знатоков и отвечают на присланные вопросы противников. Правильный ответ — одно очко. Побеждает команда, набравшая шесть баллов. Сезон состоит из весенней, летней, осенней и зимней серии игр.
Лучший игрок каждой игры сезона получает «Хрустальный атом», а если команда знатоков выиграет финал года, то каждому победившему игроку вручают «Бриллиантовую сову».
Если финальную игру выигрывает команда телезрителей, то каждый получает «Бриллиантовую сову».
За особые заслуги в игре знатоки «Что? Где? Когда?» получают звание «Магистр игры».
Ворошилов и Крюк
Долгое время Ворошилов оставался за кадром, в тени. В эфире был слышен только его голос, что лишь подогревало интерес зрителей. 10 марта 2001 года Владимир Ворошилов ушел из жизни. Приемником стал его пасынок — ведущий и режиссер Борис Крюк.
Пожалуй, что летняя серия игр «Что? Где? Когда» 2001 года стала одной из самых ярких и драматичных. Тогда многие задавались вопросом: может ли игра существовать без своего создателя? Борис Крюк принял решение, что будущее определит случай. Если знатоки выиграют финал серии, а телезрители проголосуют за продолжение съемок — «Что? Где? Когда?» не закроют. Все получилось — знатоки победили, а 91% телезрителей (против 9%), сказали, что игре «быть».
Новый ведущий внес в игру свои коррективы, но при этом сумел сохранить накал страстей и интерес публики.
Интересные факты об игре:
- Волчок с всадником на коне стал символом игры благодаря Владимиру Ворошилову. Первый волчок он собственноручно купил в Доме игрушек. На столе игроков он крутится с 1976 года. Интересно, что изначально волчок определял не вопрос, а знатока, который будет на него отвечать. Сначала игрушку запускал ведущий игры, потом знатоки. Теперь это право принадлежит только распорядителю зала.
- 24 апреля 1976 года телеэфир одной из игр «Что? Где? Когда?» провел Александр Масляков.
- На размышление знатокам дают лишь 60 секунд. Этот лимит после экспериментов со временем был введен Ворошиловым в 1977 году. С 1983 года добавилась опция «досрочный ответ» (большой палец вверх), а с 2010 года — «минута в кредит».
- «Суперблиц» — это серия из трех вопросов, на которые отвечает только один знаток, назначенный капитаном. На каждый вопрос дается по 20 секунд на размышление. Рекордсменом в этом секторе признан Максим Поташев. Число его побед — пять.
- Первым магистром игры «Что? Где? Когда?» стал Александр Друзь.
- За всю историю «Что? Где? Когда?» прозвучало больше тысячи вопросов от телезрителей, из них более 150 вопросов о Пушкине, свыше 40 — о Леонардо да Винчи, 6 — о волчке.
- Только три капитана сами остались за столом во время «Суперблица» — Андрей Козлов, Алексей Вавилов и Борис Белозеров. Все трое одержали победу.
- Лишь два раза за время выхода программы знатокам удалось сыграть со счетом 6:0 без «Решающего раунда».
- 6 декабря 1983 года во время игры впервые использовали черный ящик. Сейчас в арсенале организаторов четыре разных по размеру черных ящика. Статистика показывает, что вопросы с ними выпадают в среднем три раза за четыре игры.
- В 1991 году, чтобы создать атмосферу, в игровом зале Охотничьего домика зажигали настоящие свечи. Во время игры воск с них капал прямо на пиджаки знатоков.
- Вместимость зала Охотничьего домика: 1 волчок, 2 распорядителя, 5 операторов, 6 кресел для игроков, 8 экранов, около 80–85 гостей и знатоков.
- В среднем за одну игру распорядитель зала делает 30 ударов в гонг.
- Изначально в передаче «Что? Где? Когда?» не было команды телезрителей, а интересные вопросы для игроков подбирал редакторский отдел. Сейчас каждый может отправить свой вопрос любым удобным для себя способом. С 2001 года в игре появился 13-й сектор — «Интернет против знатоков»).
- В разные годы существования игры на столе знатоков было и 24, и 18, и 12 секторов. С 2001 года их стало 13 — это 12 писем от телезрителей и 13-й сектор — вопрос из интернета.
- В декабре 2015 года была учреждена «Академия телезрителей», ее членом может стать телезритель, который одержал шесть побед над знатоками, награжден «Бриллиантовой» или «Хрустальной» совой или получил одну из этих наград дважды.
- Всего проведено 627 игр.
- В июне 2025 года программа «Что? Где? Когда?» завоевала российскую национальную премию «ТЭФИ» в номинации «Телеигра/телевикторина». Престижная статуэтка стала 13-й в копилке игры, не считая персональных наград.
История игры «Что? Где? Когда?» в фотографиях











История игры «Что? Где? Когда?» в фотографиях











Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть