95 лет назад родился Виктор Уральский – актер, которого многие знали в лицо, но мало кто помнил по фамилии.
Иногда ему давали роли без слов. Порой не указывали в титрах. Но все же… «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Иван Васильевич меняет профессию», «Вечный зов», «Тени исчезают в полдень», «Москва слезам не верит», «Зимний вечер в Гаграх», «Неуловимые мстители», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»…
Перечислять картины и режиссеров, у которых снимался Уральский, можно долго. Равно, как и его персонажей. Кем он только не был на экране! Партизан, разведчик, повар, сторож, грузчик, часовой, почтальон, гардеробщик, электромонтер… Кажется, примерил на себя все профессии. Любили режиссеры одевать его и в милицейскую форму. А в 59-летнем актере разглядели вдруг Михал Иваныча Калинина – и в четырех фильмах Уральский сыграл «всесоюзного старосту».

В театральную студию за пайком
И только летчиком побывать, кажется, не довелось. О небе Виктор грезил с детства. Но, когда началась война, бросил учебу и пошел на Первый часовой завод слесарем-инструментальщиком. В 1942-м завод эвакуировали, а вскоре и Виктору с семьей пришлось покинуть Москву. Вместе с родителями он уехал в Алма-Ату, устроился на автобазу. Но мать посоветовала поступить в студию при эвакуированном театре имени Моссовета (сама Полина Дыновская играла на сцене, а отец Владимир Уральский до войны был весьма популярным киноактером).
Совет матери имел практическую подоплеку – студентам «театралки» полагался более солидный, чем у рабочих, продовольственный паек. А за участие в съемках на Центральной объединенной киностудии давали еще и дополнительные хлебные карточки. Первыми наставниками Виктора стали Михаил Тарханов и Иван Пельцер. Дебютный фильм актера вышел на экраны уже в 1943-м. В титрах его фамилии не было – эпизод оказался совсем незначительным. А сам Виктор был уже на фронте.
Долго воевать, правда, не пришлось. Через год с небольшим его демобилизовали по состоянию здоровья. И, видимо, к лучшему. Виктор вернулся к актерской деятельности и за 10 лет успел послужить в театре драмы и комедии Калининского района Москвы, в драмтеатре ЦДКА имени Фрунзе, во Владимирской областной филармонии, театре драмы и комедии Минречфлота СССР, Калининградском облдрамтеатре. Персонажи были сплошь характерно-комедийные. Всю классику, считай, переиграл. Простоев не было.

Ни славы, ни званий
Неизвестно, сколько бы он еще так колесил по стране. Смерть отца в 1955-м заставила остановиться, оглянуться… И решил Виктор осесть наконец в Москве. В театре-студии киноактера ему были рады. Тут же приняли в штат. И служил Уральский там вплоть до 1990-х. Играл на сцене. Снимался столько, что едва успевал читать сценарии и переходить из одной картины в другую. Шутка ли, в фильмографии - 190 картин.
Герои его были простыми, убедительными. И всегда запоминающимися. Даром, что эпизоды, как правило, длились несколько секунд. И ни разу никто не предложил Уральскому хотя бы роль второго плана. О главных он уже и не мечтал. Хотя в театре работы были яркими, разноплановыми. Играл Чехова, Островского, Шекспира. И вовсе не «кушать подано!».
В молодости он расстраивался, что кинорежиссеры не видят в нем главного героя. Но с возрастом понял, что для экрана важен каждый эпизод. Случайных кадров не бывает. А значит, сыграть нужно так, будто это роль всей твоей жизни. Уральский так умел. И гордился, что его приглашали лучшие советские режиссеры.

С Леонидом Гайдаем актер встретился на пробах комедии «Деловые люди» и произвел на режиссера хорошее впечатление. У Гайдая возникли планы о совместной работе дальше, а у Виктора появилась надежда на большую роль. Но, перевоплотившись в кочегара в эпизоде, Уральский получил приглашение сыграть… повара в «Операции «Ы», затем милиционера в «Бриллиантовой руке» и «Иване Васильевиче», грузчика в «Спортлото-82»… Надежды на серьезную работу не оправдались. Даром, что Виктор стал любимым актером Леонида Гайдая. Он снялся в 11 картинах комедиографа. А это рекорд! Георгий Вицин, к слову, сыграл в 10 фильмах, а жена режиссера Нина Гребешкова – в 9.
Многие киноленты с участием Виктора становились любимыми у зрителей, получали награды. Однако он так и остался в тени актеров, сыгравших главные роли. Не получив ни славы, ни широкой известности, ни званий.

Полвека с одной женщиной
Тем не менее жил Виктор Владимирович, не унывал. Коллеги рассказывали: с хорошим чувством юмора был человек, любил розыгрыши. Оттого, видно, и прожил долго. И работал до последнего. Хотя приступы болезни Паркинсона мучили и раз от раза становились длиннее. На них накладывались сердечные проблемы. Но жаловаться Уральский не любил и недуги от посторонних пытался скрывать. Поддерживали жена и дочь. Лилия Ястребова была на 12 лет моложе Виктора. Она инженер-геолог, он – актер. А вот, надо же, встретились две половинки… Ссорились, мирились, говорят, даже думали о разводе. Тем не менее прожили полвека, воспитали дочь. Ирина стала оператором, позже во ВГИК поступил ее сын. А она, отдавая дань памяти отцу, выступила автором и режиссером фильма о кинодинастии Уральских. Чтобы дать наконец Виктору Владимировичу главную роль…
Всеми брошена, забыта... Что случилось с актрисой из фильма «Экипаж»?
Несостоявшийся танцор. Драма жизни актёра Сергея Филиппова
«Я прожила очень счастливо». Откровенный разговор с Людмилой Ивановой
Измена мужа, болезнь дочери… Сломанная жизнь звезды советского экрана
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть