Совсем недавно Ирина Мирошниченко отметила день рождения — 24 июля ей исполнился 81 год. Ее карьера складывалась удачно и в театре, и в кино. Зритель запомнил и полюбил ее за роли в фильмах «Вам и не снилось!», «Андрей Рублев», «Зимняя вишня-2» и др. Она оставила богатое творческое наследие, а жалела лишь об одном — что так и не стала матерью. О чем честно призналась в одном из интервью aif.ru: «У человека должен быть росток, который ты создал и взлелеял». Aif.ru вспоминает самые яркие вехи в ее жизни и карьере.
Между кадром и сценой
Актриса театра и кино, педагог, народная артистка РСФСР Ирина Мирошниченко родилась 24 июля 1942 года в Барнауле — туда в ходе Великой Отечественной был отправлен ее отец, кадровый военный. Но уже в 1944-м маленькая Ирочка вместе с мамой вернулись в родную Москву. И вся жизнь ее была связана именно со столицей.
Большая часть зрителей воспринимает Мирошниченко как киноактрису. Что справедливо. В «Андрее Рублеве» Андрея Тарковского Ирина Мирошниченко сыграла роль Марии Магдалины. Также актриса снялась в фильмах «Дядя Ваня», «Вам и не снилось...», «Кремлевские куранты», «Пришел солдат с фронта», «...И другие официальные лица», «Рыжий, честный, влюбленный», «Тайны мадам Вонг», «Зимняя вишня» (вторая и третья части). Сама же она в первую очередь считала себя театральной актрисой и всегда отказывалась от кино в пользу родного Художественного театра, где в ее репертуаре не было ни одной неглавной роли. Также Мирошниченко — единственная актриса в истории Московского художественного театра, которая сыграла восемь чеховских ролей.
«По окончании Школы-студии МХАТ я попала в Художественный театр, — рассказывала актриса на “Мхатовской пятнице” (так называется проект в Московском Художественном театре им. А. П. Чехова, в рамках которого с актерами разных поколений беседует Вадим Верник — прим. aif.ru). — Когда я вошла на первый сбор труппы, в зале в центральных рядах сидели 33 народных артиста Советского Союза. 33! Тарасова, Еланская, Андровский... Они создавали костяк этого театра и задавали высочайшую планку. Именно они учили нас профессии. Такого, чтобы мы могли с ними попить кофе и вести долгие разговоры, не было. Но мы репетировали и играли с ними. И это была Школа — именно так, с большой буквы. Я сразу же окунулась в чеховский репертуар. На сцене этого театра первая моя роль была в чеховских “Трех сестрах”. Народный артист Советского Союза, один из классиков Художественного театра Иосиф Моисеевич Раевский, легенда, в новом составе спектакля мне предложил, как ни странно, играть старшую сестру Ольгу. На роль Маши была приглашена Татьяна Васильевна Доронина из Питера. Олег Стриженов — в роли Тузенбаха. Мы должны были быстро все подготовить и поехать на гастроли в Японию. А в то время в мире сложилась довольно сложная политическая ситуация. 1968 год. В Чехословакию ввели советские войска. Говорили, что гастролей вообще не будет. Но тем не менее их не отменили. Нас всех предупредили, что высока возможность провокаций. И они действительно были. Когда мы выходили из автобуса, на улице стояли люди с плакатами и что-то возмущенно кричали по-японски. Но при этом, когда мы играли, надо было видеть, как реагировали зрители. Как они плакали — потому что ты слезы зрителей видишь, особенно когда сидишь на авансцене. Можно было видеть, как они сидят, слушают — у них были наушники. А на одном из спектаклей зрители смотрели спектакль без наушников. Они держали перед глазами книги с переводом и слушали нашу интонацию. Им хотелось слышать русскую речь. И дальше начинали все доставать белые платочки и плакать. Нужно было это видеть. И ты видел по количеству платочков, сколько японцев в зале хлюпают носами».
«Будто я твой муж»
В спектакле «Чеховские страницы» по рассказам Чехова молодая Мирошниченко играла с Павлом Владимировичем Массальским. «Массальский — вальяжный такой был, барин, — вспоминала она. — Я обожала его! Он приходил всегда утром в бабочке на репетицию, в клетчатом пиджаке. Красавец, моложавый, прелестный. А я совсем молоденькая в то время была, с пиететом к нему относилась, исключительно по имени-отчеству называла. “Ты знаешь, Ириш, ты давай играй так, как будто я твой муж. Нужно забыть, что я народный артист Советского Союза”. Хорошо, думаю, ну, давай играть так. Прихожу на первую репетицию, вижу Массальского: “Как я рада!” И бум его так рукой в плечо. И вдруг Павел Владимирович падает. Упал на пол, растерялся, говорит: “Ну ты что? Не знаешь, сколько мне лет?” Я заплакала, мне так стало его жалко! “Ну, ничего, слава богу не сломал ничего”. — “Ну вы же мне сами сказали!” — “Ну ты силы учитывай все-таки...”»
Мирошниченко посчастливилось поработать со всеми легендами Художественного театра. «В 1968 году Борис Ливанов мне сказал: «Я хочу ставить “Чайку”. Я тебе дам роль, — рассказывала актриса. — Я счастливая такая спрашиваю: “Нину?” — “Ну что ты. Все вы, артистки, глупы. Нина там — самая плохая роль. Я тебе дам лучшую роль! Маши!” И я истерически в памяти начинаю перебирать персонажей. Стою, думаю: это кто ж такая? Честно, не помню! Не настолько хорошо знаю пьесу. А сама: “Да, да, спасибо большое!” — “Ты не думай, это будет у тебя лучшая роль, я все придумал”. И он действительно придумал. Это была феноменальная, моя лучшая работа за жизнь. А как играла Аркадину Ангелина Иосифовна Степанова, блестяще!» Напомним, что в «Чайке» у Чехова Маша — роль даже не второго плана. Это дочка управляющего, безнадежно влюбленная в Треплева.
Многими годами позже Олег Ефремов, который видел этот спектакль, пригласил Мирошниченко в «Чайку» уже на роль Аркадиной. «В ефремовском спектакле Аркадину я играла лет 25, наверное. Ефремов вообще редко кого хвалил, и вот однажды, ругая на репетиции, что я плохо что-то делаю, он как довод привел: “Ну ты же играла Машу!” Сказал он мне это таким злобным тоном. “Я же был восхищен тем, как ты играла! Что ж ты сейчас мне не можешь сделать то, что я прошу!” В этот момент я была такая счастливая!»
«Мама была неправа»
Что же касается личной жизни ее самой, а не ее героинь, Мирошниченко была замужем трижды. Первый муж (1960–1972) Михаил Филиппович Шатров, драматург, сценарист, лауреат Государственной премии СССР. Он был на десять лет старше Мирошниченко. Но в 1972 году на съемках фильма «Это сладкое слово — свобода!» она влюбилась в литовского режиссера и ушла от Шатрова. Вторым мужем стал Витаутас Пранович Жалакявичюс, кинорежиссер, народный артист РСФСР, народный артист Литовской ССР, лауреат Государственной премии СССР. Разница в возрасте с ним была еще больше — 12 лет. Третьим мужем артистки с 1975 по 1980 год был народный артист РФ Игорь Алексеевич Васильев.
Детей актриса так и не родила ни от одного из мужей. «Это моя жесточайшая ошибка, что я не родила! — рассказывала актриса aif.ru. — Наверное, во многом в этом виновата моя мама. Она мне твердила: “Нельзя жертвовать профессией ради личной жизни!” Оказалось, это неправда. Ведь у человека должен быть росток, который он создал и взлелеял...»
Актрису никогда нельзя было увидеть неприбранной. Всегда — красная помада, прическа, макияж. Но своей яркой внешностью актриса никогда не гордилась. «Многие женщины красились “под Мирошниченко”. Не понимая, что сама я себя не люблю и считаю внутри серой мышкой», — признавалась звезда aif.ru.
Спасибо Вам, Ирина Петровна, за то, что столько лет дарили нам эмоции, не жалея себя.
Народная артистка Ирина Мирошниченко
Народная артистка Ирина Мирошниченко
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть