82

Другой Жеглов, другой Шарапов. Как «Место встречи» ушло от «Эры милосердия»

Кадр из фильма

Экранизация литературных произведений сродни ходьбе по минному полю. Популярная книга неизбежно обрастает множеством поклонников, которые ревностно следят за тем, что вошло в фильм, а что так и осталось за кадром, и, например, экранизация романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» всегда будет вызывать ожесточенные споры. Даже такая подробная, как сериал Владимира Бортко. Похожие истории были, например, и с «Властелином колец» Толкиена или «Дюной» Фрэнка Герберта, с многочисленными фильмами по романам Александра Дюма или Жюля Верна. Но иногда случалось и обратное, когда кино буквально заслоняло собой книгу, оказывалось чем-то большим, чем простой перенос на экран литературного сюжета. «Форрест Гамп» Роберта Земекиса заметно опережает по популярности книгу Уинстона Грума, а «Бойцовский клуб» режиссёра Дэвида Финчера — роман Чака Паланика. «Собачье сердце» — ещё одна экранизация Булгакова от Бортко — давно стало самостоятельным произведением, как и «Иван Васильевич меняет профессию» Леонида Гайдая. Такая же ситуация сложилась с романом братьев Вайнеров «Эра милосердия» и фильмом Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя».

«Так хотел сниматься»

По воспоминаниям Говорухина, его фильм появился на свет благодаря Владимиру Высоцкому — тот прочитал роман Вайнеров сразу после выхода в 1975 году и буквально загорелся идеей превратить его в многосерийный фильм.

«Так хотел сниматься в „Месте встречи...“, можно сказать, был зачинателем идеи — сделать фильм по роману Вайнеров, так волновался — утвердят, не утвердят на роль Жеглова», — писал Говорухин в книге воспоминаний «Черная кошка. Записки режиссера».

Марина Влади пыталась убедить Говорухина снять Высоцкого с роли — из-за проблем со здоровьем. Потом Высоцкого пришлось буквально «отвоевывать», потому что телевизионное начальство было против его кандидатуры на главную роль. В ход пошли многие уловки — вроде «подставных» провальных проб, в одной из которых участвовал актер Евгений Стежко (в фильме он сыграл лейтенанта Топоркова). В итоге Высоцкого удалось отстоять — правда, тот сыграл совсем не того Глеба Жеглова, который был описан в романе.

Жеглова оставили без гитары

В первую очередь не подходил возраст: Высоцкому тогда было около сорока лет, а книжному Жеглову — 25-26. Впрочем, такое в кино случается сплошь и рядом — так, 20-летнего Пьера Безухова режиссер и актер Сергей Бондарчук сыграл в 42 года, а 17-летнего Д’Артаньяна Михаил Боярский изображал в 29 лет, но фильмы «Война и мир» и «Д’Артаньян и три мушкетера» от этого хуже не стали. Аналогично и с Высоцким-Жегловым — сейчас этот персонаж представляется только в образе мужчины средних лет в неизбежных для послевоенных лет галифе и сапогах, в пиджаке, рубашке-апаш и характерном джемпере в полоску. Другого Жеглова зрители, скорее всего, и не примут — братья Вайнеры понимали это очень хорошо, а потому в других их романах этого героя нет.

Кроме того, в книге Жеглов играет на гитаре и поет: «Жеглов взял у кого-то гитару и быстрым, ловким своим баритончиком запел песню, отбивая на струнах концы фраз». Высоцкий был не прочь сделать и то, и другое, и даже предлагал Говорухину несколько песен на выбор. Но режиссер категорически отказал, поскольку был уверен, что появление в одном кадре Высоцкого и гитары не оставит от образа сыщика из МУРа камня на камне. Впрочем, в фильме Жеглов свои музыкальные таланты демонстрирует — в одной из сцен он садится за пианино и под собственный аккомпанемент напевает строки из песни Александра Вертинского «Лиловый негр».

Кстати, музыкальным дарованием блеснул и его коллега Володя Шарапов (в исполнении Владимира Конкина). На «малине» он талантливо исполнил «Мурку» и завоевал доверие бандитов из «Черной кошки».

...и Володя Шарапов

В книге Шарапов — боевой офицер, старший лейтенант, командир штрафной роты и роты разведки, он много раз ходил за «языком» за линию фронта и пять раз был ранен. По мнению братьев Вайнеров, Конкин на эту роль не подходил категорически, но у режиссера была задача найти хорошую пару Жеглову в исполнении Высоцкого. По этой причине отпал Николай Губенко; Евгений Герасимов отказался сам — у него были другие съемки — и потом жалел об этом. Иван Бортник — друг Высоцкого и тоже актер Театра на Таганке — не подошел, но очень ярко сыграл бандита по прозвищу Промокашка, которому сам придумал всю роль и образ. А вот Конкина утвердили без проблем. И даже Вайнеры согласились с этим выбором.

Конечно, у Конкина получился не тот фронтовик, от лица которого ведется повествование в книге — он мягче, добрее, человечнее. Но в паре с Жегловым, пожалуй, и должен был появиться именно такой Шарапов, напоминающий о том, что милиция создана не только для того, чтобы быть на короткой ноге с уголовниками, знать их «феню» и места «обитания».

По возрасту, кстати, Конкин близок к 22-летнему ветерану войны Шарапову — актеру на момент съемок было 27 лет.

Что любопытно, Шарапов у братьев Вайнеров был в каком-то роде постоянным персонажем. Впервые он появился в их произведениях ещё в 1967 году — в романе «Часы для мистера Келли», а в последний раз — в «Лекарстве против страха» 1978-го. В кино, правда, ему повезло не так сильно — зрители хорошо знали его, как напарника Жеглова из «Места встречи», а в других картинах ему даже иногда меняли фамилию. Играли Шарапова несколько актеров — Георгий Жжёнов (экранизация «Лекарства против страха», в которой этот персонаж дослужился до генерала), Николай Засухин («Гонки по вертикали», 1983), Владимир Самойлов («Визит к Минотавру», 1987, персонаж — прокурор Уваров), Сергей Шакуров (сериал 2017 года «Следователь Тихонов»).

Финал от Говорухина

Странное дело — фильм снят почти точно по книге, но заметно от неё отличается. Дело даже не в возрасте, именах или месте действия отдельных сцен, хотя этих мелочей вагон и маленькая тележка. Например, Груздев (Сергей Юрский) из Ильи превратился в Ивана, а водитель Копырин (Алексей Миронов) — в Копытина; Костю Сапрыкина по прозвищу «Кирпич» (Станислав Садальский) Жеглов и Шарапов задерживают не в троллейбусе, а в трамвае, да и «кофелек» в карман Кирпича попадает совсем другим путем; вор в законе «Ручечник» заметно повзрослел — его сыграл 52-летний Евгений Евстигнеев — и лишился большей части своей эмоциональной натуры.

Но самое главное отличие «Места встречи» от «Эры милосердия» в том, что фильм получился много более оптимистичным, чем книга. В романе финал вышел прямо-таки черным — погибла Варя Синичкина (Наталья Данилова), Жеглов застрелил попытавшегося бежать бывшего однополчанина Шарапова Левченко (Виктор Павлов), и поэтому между ними пробежала черная кошка.

В фильме Говорухин сцену с Левченко оставил — она получилась сильной и эмоциональной, что в какой-то мере компенсировало убранный пролог, посвященный военному периоду жизни Шарапова. А вот с Варей ничего не случилось — она забрала из дома малютки подкидыша, благодаря которому и познакомилась с Шараповым, и потом они встретились. Кстати, в «Лекарстве против страха» упоминается, что супругу Шарапова (уже доросшего до генерала) зовут как раз Варвара — хотя эту книгу братья Вайнеры написали ещё до фильма Говорухина.

Показ пятисерийной картины по Центральному телевидению СССР был приурочен ко Дню милиции — он начался в воскресенье, 11 ноября 1979 года.

«Если бы не этот праздник — заведено было выдавать к этому дню что-нибудь из истории славной нашей милиции — фильм, может быть, не попал бы к зрителям так скоро. Сомнения у руководства, и милицейского, и телевизионного, были серьезные», — вспоминал Говорухин.

По его словам, после просмотра всего двух серий «один из руководителей МВД, с тремя большими звездами на погонах» встал и вышел из зала: мол, вы хотите, чтобы вся страна целую неделю говорила о ворах и проститутках?

Сам режиссер тогда находился в поездке — когда показывали первые серии, пытался улететь из Одессы, потом у него были встречи в Москве, перелет в Казань, где должен был состояться праздник по случаю рождения миллионного жителя города... Но праздничный салют совпал с показом последней, пятой серии «Места встречи».

«Я подошел к окну. Окна квартиры моей первой жены выходили на площадь Свободы — главную площадь в городе. Она была совершенно пуста, только в центре ее одиноко мерз милиционер. А в небе над ним взрывалось яркое разноцветье праздничного салюта, — писал Говорухин и добавлял. — Не видно было прохожих, не ездили машины, прекратились преступления».

Для него и Высоцкого этот фильм стал главной работой, да и Конкина сейчас больше помнят не как Павку Корчагина из «Как закалялась сталь», а именно как Шарапова. Высоцкий просто не успел ничего сыграть — он умер меньше чем через год после премьеры, 25 июля 1980 года. Говорухин снял много: «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», «В поисках капитана Гранта», «Десять негритят», написал сценарии к «Пиратам XX века» и «Тайнам мадам Вонг», сделал перестроечные документалки «Так жить нельзя» и «Россия, которую мы потеряли». И всё равно все эти его работы стоят особняком от «Места встречи изменить нельзя». Тот фильм просто-напросто невозможно сравнить ни с чем другим.

«Была однажды возможность согрешить, пойти против своей совести. Когда я работал над фильмом „Место встречи изменить нельзя“. Это ведь не столько детектив, сколько социальный фильм. Соврать или умолчать можно было... Но мы сумели удержаться», — признавался он в книге воспоминаний.

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно