60 лет назад, 13 марта 1965 года в советский прокат вышла картина Семена Туманова «Ко мне, Мухтар!», основанная на жизни реального милицейского пса история о верности, которая показала совсем другое лицо Юрия Никулина.
Среди артистов ходит байка о том, что не стоит сниматься с детьми и животными — переиграют, не оставив ни малейшего шанса. Байка эта постоянно опровергается самой жизнью — фильмы с участием юных актёров и самых разных животных выходили, выходят и будут выходит, наверное, всегда, а занятые в них актёры не пропадают бесследно в тени своих партнёров, а иногда даже выходят на первый план. В советском кино один из характерных примеров такого был фильм «Ко мне, Мухтар!», где главные роли сыграли овчарка Дейк и Юрий Никулин.
Откуда взялся Мухтар?
Настоящего «Мухтара» звали Султан — это был милицейский пёс, который служил в ленинградском уголовном розыске ещё во время войны, участвовал в задержании тысячи преступников, нашёл ценности на 3 млн тех ещё рублей, был дважды ранен... а потом ушёл на пенсию, как и все служебные собаки. Но именно Султана взял к себе майор Пётр Бушмин, у которого он и прожил до самой смерти. Ну а в конце 1950-х чучело Султана увидел в музее угро писатель Израиль Меттер, заинтересовался — и написал повесть «Мурат», которая была издана в 1961 году.
Кинематографисты быстро заинтересовались этой историей. Меттер написал сценарий, в котором Мурат превратился в Мухтара — под таким названием повесть и переиздавали. Ну а за постановку взялся режиссёр Семён Туманов — бывший фронтовик, он больше работал в театрах, а новая картина была его третьей полнометражной работой и первой — самостоятельной; предыдущие фильмы — «Алешкина любовь» и «Павлуха» — он снимал с режиссёром Георгием Щукиным. Ну а больше всего проблем оказалось с подбором исполнителей главных ролей.

«Такой милиционер вполне может быть»
Юрий Никулин в своей книге «Почти серьёзно» вспоминал, что до него на роль младшего лейтенанта милиции Глазычева пробовались шесть человек, одного актёра уже утвердили на худсовете, но в последний момент Туманов решил всё переиграть. Никулин сомневался, что ему стоит браться за роль милиционера — предыдущая его фильмография буквально пестрела отрицательных персонажей, от выпивохи из «Неподдающихся» до Балбеса в двух короткометражках Леонида Гайдая. Но режиссёр настаивал, а после проб с актрисой Екатериной Савиновой (он сыграла небольшую роль кладовщицы из обворованного злоумышленниками санатория) Никулин и сам уверился — «такой милиционер вполне может быть».
Сложнее всего оказалось с исполнителем — вернее, исполнителями — роли Мухтара. На всякий случай взяли сразу трёх собак — двух опытных «милиционеров» Урала и Байкала, а также молодого необученного пса из «зоопарка» киностудии «Мосфильм». Но уже первый день съёмок показал: псы, хорошо выполняющие свою основную работу, на площадке ведут себя не так, как настоящие артисты — пугаются громкого оборудования. «Собаки наотрез отказались сниматься. Они испуганно озирались по сторонам, потом легли на снег и ни за что не хотели сдвинуться с места», — писал Никулин.
И это после того, как актёр потратил две недели, чтобы завоевать их доверие — приезжал два раза в день в питомник: кормил и выгуливал.

Откуда взялся Дейк?
Пришлось искать четвёртую собаку — но она нашла себя сама. Узнав об экранизации повести, на студию написал киевский инженер Михаил Длигач, который безапелляционно заявил: сниматься должен его пёс Дейк. От отчаяния решили проверить — и Дейк подошёл идеально. Он был послушным, аппаратуры и камер не боялся, и лишь в отдельных сценах хозяина просили пса придерживать, чтобы тот не выскакивал под камеру. Как например, в сцене встречи Мухтара со своей бывшей хозяйкой в исполнении Аллы Ларионовой. Ларионова, кстати, настояла, что будет сама сниматься в этой сцене — по предварительным планам её должна была заменить каскадёр.
Никулин весьма забавно описывает процесс своего «срабатывания» с Дейком — только на то, чтобы тот принял у него из рук еду, ушло примерно две недели. И всё это в условиях цейтнота, поскольку киношники всегда подстраиваются под натуру. А вообще съёмки фильма о Мухтаре заняли почти год — вместо заложенных на картину четырёх месяцев.

Мухтара не забыли
В прокат «Ко мне, Мухтар!» вышел 13 марта 1965-го. Картину посмотрели 29,6 млн человек — очень солидная аудитория, особенно, если учитывать, что «Операция «Ы» Гайдая привлекла в кинотеатры 69,6 млн человек.
Вообще у зрителей в том году, наверное, случился настоящий диссонанс — у Гайдая Никулин представал в образе знакомого правонарушителя Балбеса, а в «Мухтаре» он оказался очень убедительным милиционером, который не предал своего четвероногого друга. Но позже все привыкли, что Никулин — не только отличный клоун, но и актёр многих дарований, который может и Балбеса сыграть, и Горбункова, и следователя Мячикова, и рядового Некрасова из «Они сражались за Родину».
Но и влияние у фильма Туманова оказалось очень заметным — по городам и весям СССР вскоре начали бегать многочисленные Мухтары, собаки, получившие эту кличку в честь одного из главных героев фильма. Сам Дейк прожил ещё три года и в кино больше не снимался; Никулин потом переписывался с его хозяином — у пса был сын, который был на него очень похож и носил такую же кличку. А Длигач много лет мечтал, чтобы про Мухтара сняли и второй фильм.
Мечта эта исполнилась в 2004-м — вышел сериал «Возвращение Мухтара», в котором уже не было Дейка, но были другие псы. Это не ремейк — просто будни рабочей милицейско-полицейской собаки, которая помогает раскрывать преступления и задерживать преступников. То есть делает то, за что и помнят Султана.
Ко мне, Мухтар! Знаменитые полицейские собаки в кино и в жизни









Ко мне, Мухтар! Знаменитые полицейские собаки в кино и в жизни









Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть