3151

Былинный герой. За что Сергея Столярова считали эталоном мужской красоты

"Аргументы и факты" в Беларуси № 46. По доброте душевной 16/11/2021
За рубежом известного советского артиста признали одним из лучших актеров современности, а на родине ему несколько лет не давали сниматься на «Мосфильме».
За рубежом известного советского артиста признали одним из лучших актеров современности, а на родине ему несколько лет не давали сниматься на «Мосфильме». Кадр из фильма
  • В одном из номеров в «АиФ» был рейтинг красивых мужчин современности. Да уж, порода мельчает, извините меня за такие слова. Я вспоминаю актеров советского кино – вот это были стать, мужественность, сила, красота! Например, Сергей Столяров! Мне кажется, что сегодня таких героев и нет… В. Карпицкая, Могилев

Долгое время Сергея Столярова считали эталоном мужской красоты, называли настоящим былинным богатырем и одним из самых популярных героев советских киносказок. За рубежом его признали одним из лучших актеров современности, а на родине несколько лет не давали сниматься на «Мосфильме».

А ведь предпосылок, что он станет актером, и не было. Сергей Столяров родился в 1911 г. в небольшой деревне Беззубово, в многодетной семье лесника. Его отец погиб на войне в 1914 г., и с 5 лет Сергею пришлось помогать семье – он пас коров у зажиточного соседа. В 1919 г., когда началась продразверстка, семья Столяровых лишилась всех запасов на зиму, и детей отправили к родственникам в Ташкент, но по дороге Сергей заболел тифом и остался в больнице в Курске. А оттуда его забрали в детдом. Там и решилась его дальнейшая судьба – один из педагогов организовал драмкружок, где мальчишка часто выступал. О профессиональной карьере актера он тогда не задумывался – окончил ремесленное училище, работал в железнодорожном депо, но продолжал заниматься в театральной студии.

Съемки в кино

В 1935 году Столяров сыграл свою первую заметную роль в кино — лётчика Владимира в фильме Александра Довженко «Аэроград». Увидев его в этой роли, режиссёр Григорий Александров без проб предложил ему роль Ивана Мартынова в фильме «Цирк». После выхода «Цирка» Столяров стал не просто знаменитым, а идеалом советского молодого человека. Более того, его образ был взят за основу при создании скульптуры рабочего в знаменитой композиции Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», получившей Гран-при Парижской всемирной выставки в 1937 году.

Когда его спрашивали об успехе фильма «Цирк», он отвечал: «Ничего я не играл. Просто надел белый свитер. И в руки мне дали красный флаг». Когда после съемок расстреляли по нелепым обвинениям директора картины Дарского и главного оператора Нильсена, их имена были замазаны в титрах, а Столяров долго не мог понять и поверить в то, что эти люди могли быть «врагами народа». Он отказался прийти на премьерный показ «Цирка».

Независимый принципиальный характер Столярова, его участие в защите своих друзей и коллег, несправедливо обвинённых в тяжёлую эпоху 1930-х годов, стоили ему многих наград и отчасти карьеры. Ему был вынесен негласный приговор: «не вполне благонадёжен», на «Мосфильме» его не снимали до 1953 года. Тем не менее, он продолжал играть в кино и с 1938 по 1944 год снялся в фильмах-сказках «Руслан и Людмила», «Василиса Прекрасная», «Кащей Бессмертный», создав таким образом ставший классическим экранный образ русского былинного героя.

А фильм «Садко» получил «Серебряного льва» на Международном кинофестивале в Венеции. Актера называли настоящим сказочным русским богатырем. После этого во французском журнале «Синема» опубликовали список звезд мирового кино, среди которых упоминался только один советский актер – Сергей Столяров. Сам он, узнав об этом, говорил: «Да это ерунда. У нас есть Бабочкин, Черкасов, Симонов – вот кто должен быть в этом списке!»

Галерея образов

Последней актёрской работой Сергея Столярова в кино стала роль Дар Ветра в фантастическом фильме «Туманность Анромеды» по одноимённому роману Ивана Ефремова. Эта работа завершила галерею героических образов, созданных артистом в кино. В конце 1960-х Сергей Дмитриевич согласовал постановку фильма «Когда расходится туман» по собственному сценарию, но из-за обострения злокачественной опухоли был вынужден лечь в больницу и не дожил не только до премьеры, но и до окончания работы над картиной.

9 декабря 1969 года Сергей Столяров ушел из жизни в возрасте 58 лет, так и не узнав о том, что спустя несколько дней ему было присвоено звание народного артиста.

КСТАТИ

Однажды в 1953 г. Столярова на улице остановил парень, заявил о том, что тоже мечтает стать артистом, собирается поступать в театральный, попросил его прослушать и тут же принялся декламировать басню Крылова. Столяров пригласил его к себе в гости и дал несколько советов, как нужно вести себя на экзаменах. Этот парень навсегда запомнил ту встречу и часто рассказывал о ней уже потом, спустя годы, когда стал знаменитым актером Валентином Гафтом.

В ТЕМУ

Сын Сергея Столярова, актер Кирилл Столяров, говорил об отце: «Отрицательные роли ему как-то не давались. Ему не за что было «зацепиться» внутри, чтобы быть убедительным в роли негодяя. Характерные роли в театре были, а отрицательные – нет. Великим актером он себя никогда не считал… Однако при всей своей положительной внешности он никогда не играл ни начальников, ни секретарей обкомов. С ним трудно было фальшивить. Подкупить его орденом или благами нельзя – значит, Столяров неуправляемый, неизвестно, чего от него ожидать».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно