118

Булгаковское чудо. Почему картину «Бег» пытались запретить?

"Аргументы и факты" в Беларуси № 33. Какие растения защитят от вредителей? 19/08/2025
Кадр из фильма

Фильм «Бег», который был снят 55 лет назад, в 1970-м, стал первой экранизацией произведений Михаила Булгакова в советском кино.

Требовалась большая смелость взяться за опального автора, и это оказалось по плечу знаменитому режиссерскому тандему Александра Алова и Владимира Наумова. Они же написали сценарий, взяв за основу пьесы «Бег» и «Белая гвардия», а также либретто оперы «Чёрное море».

То, что сценарий утвердили, потом называли «булгаковским чудом». Алов и Наумов, недолго думая, уехали в экспедицию и начали съемки, стараясь потратить как можно больше денег. Эта своеобразная хитрость была использована для того, чтобы начатую работу над фильмом не смогли остановить: тогда бы киноначальству пришлось держать ответ за то, почему столько государственных средств потрачено впустую… Но съемки все-таки запретили, когда спохватились: это же Булгаков! Однако режиссеры на свой страх и риск продолжили работу, словно чувствовали: удача на их стороне. Потому что тех киноначальников сняли с должностей, а на кинематографистов махнули рукой: пусть делают, что хотят…

В основе сюжета

Пьесу «Бег» о судьбе интеллигенции и офицеров Белой гвардии, которые были вынуждены покинуть родину во время Гражданской войны, Михаил Булгаков начал писать в 1926 году. В основу сюжета легли рассказы второй жены писателя Любови Белозерской, которая вместе с первым мужем в то время уехала во Францию, и мемуары белогвардейского генерала Якова Слащёва.

Белозерская в 1920 году эмигрировала из Одессы в Константинополь, после скитаний по Европе вернулась на родину, вышла замуж за начинающего тогда писателя Булгакова и помогала ему во время создания той самой пьесы «Бег». Её воспоминания о жизни в Константинополе, Марселе и Париже стали серьёзным подспорьем для Михаила Афанасьевича при воссоздании атмосферы русской эмиграции.

Когда одноименный фильм вышел на экраны, Любовь Белозерская написала письмо литературоведу Виктору Петелину и высказала много претензий к создателям фильма. В частности, им здорово досталось за трактовку образа генерала Хлудова: «Сценаристы оставили его в эмиграции, что значит совершенно не понять и исказить образ Хлудова. Даже Чарнота, лихой кавалерист по преимуществу, при всей своей примитивности говорит Хлудову, узнав, что тот хочет вернуться в Россию: «А! Душа суда требует! Ну что ж, ничего не сделаешь!» Даже Чарнота понял, что Хлудов ищет искупления, а сценаристы не поняли».

Более того — Любовь Евгеньевна в том же письме документально подтвердила то, о чём многие догадывались и раньше, окончательно прояснив ситуацию с прототипами главных персонажей. По поводу генерала Хлудова было сказано чётко и недвусмысленно: «Прототип Хлудова —генерал Слащёв, книгой которого пользовался Мих. Аф.».

Прямых указаний на конкретную книгу нет. Возможно, речь об издании 1920 года под названием «Требую суда общества и гласности. Оборона и сдача Крыма». В ней Слащёв сводил счёты с бароном Врангелем, которого обвинял в трусости, неспособности управлять войсками и в конечном итоге делал его главным виновником падения Крыма.

А может, подразумевалась еще одна книга - «Крым в 1920 г.». Она вышла в Москве в 1924 году. Предисловие к ней написал не кто-нибудь, а сам Дмитрий Фурманов, прославившийся романом «Чапаев», что вышел годом ранее: «Слащёв-вешатель, Слащёв-палач: этими чёрными штемпелями припечатала его имя история… Перед «подвигами» его, видимо, бледнеют зверства Кутепова, Шатилова, да и самого Врангеля - всех сподвижников Слащёва по крымской борьбе». Правда, потом Фурманов упоминает, что Слащёв вернулся на родину и осознал «ужас его мрачной деятельности в борьбе с Советской властью…».

Актеры и роли

«Бег» стал кинодебютом Владислава Дворжецкого. Изначально он пробовался на роли Голубкова и контрразвездчика Тихого, но режиссеры не впечатлились и долго решали, что делать с актёром, который слабо прошёл пробы, но обладал нестандартной готической внешностью и подходил под описание генерала Хлудова, которого уже начал играть Глеб Стриженов.

Дворжецкого вызвали ещё раз, чтобы дать второй шанс, и он великолепно сыграл сложную сцену мистического сна Хлудова. Когда Стриженова поставили перед фактом, что он отстранен, а вместо него роль отдали неизвестному провинциалу-дебютанту, это стало для него ударом.

Генерала Чарноту в ленте блистательно сыграл Михаил Ульянов. Парамоном Корзухиным стал Евгений Евстигнеев. Сцену карточной игры Корзухина и Чарноты снимали глубокой ночью, потому что только в это время Ульянов и Евстигнеев были свободны одновременно. У актёров был очень разный подход - Евстигнеев блестяще играл первые дубли, но быстро уставал и тускнел, тогда как Ульянов с каждым дублем играл все лучше. Режиссёры нашли выход из положения. Пока один отдыхал, они репетировали сцену со вторым. Потом отдохнувший Евстигнеев сел к разогревшемуся Ульянову, и сцена получилась с одного дубля.

Жену Корзухина сыграла знаменитая «Наташа Ростова» - Людмила Савельева. Роль приват-доцента Голубкова воплотил Алексей Баталов, словом, сплошь звезды кино.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно