Фильм «Бег», который был снят 55 лет назад, в 1970-м, стал первой экранизацией произведений Михаила Булгакова в советском кино.
Требовалась большая смелость взяться за опального автора, и это оказалось по плечу знаменитому режиссерскому тандему Александра Алова и Владимира Наумова. Они же написали сценарий, взяв за основу пьесы «Бег» и «Белая гвардия», а также либретто оперы «Чёрное море».
То, что сценарий утвердили, потом называли «булгаковским чудом». Алов и Наумов, недолго думая, уехали в экспедицию и начали съемки, стараясь потратить как можно больше денег. Эта своеобразная хитрость была использована для того, чтобы начатую работу над фильмом не смогли остановить: тогда бы киноначальству пришлось держать ответ за то, почему столько государственных средств потрачено впустую… Но съемки все-таки запретили, когда спохватились: это же Булгаков! Однако режиссеры на свой страх и риск продолжили работу, словно чувствовали: удача на их стороне. Потому что тех киноначальников сняли с должностей, а на кинематографистов махнули рукой: пусть делают, что хотят…
В основе сюжета
Пьесу «Бег» о судьбе интеллигенции и офицеров Белой гвардии, которые были вынуждены покинуть родину во время Гражданской войны, Михаил Булгаков начал писать в 1926 году. В основу сюжета легли рассказы второй жены писателя Любови Белозерской, которая вместе с первым мужем в то время уехала во Францию, и мемуары белогвардейского генерала Якова Слащёва.
Белозерская в 1920 году эмигрировала из Одессы в Константинополь, после скитаний по Европе вернулась на родину, вышла замуж за начинающего тогда писателя Булгакова и помогала ему во время создания той самой пьесы «Бег». Её воспоминания о жизни в Константинополе, Марселе и Париже стали серьёзным подспорьем для Михаила Афанасьевича при воссоздании атмосферы русской эмиграции.
Когда одноименный фильм вышел на экраны, Любовь Белозерская написала письмо литературоведу Виктору Петелину и высказала много претензий к создателям фильма. В частности, им здорово досталось за трактовку образа генерала Хлудова: «Сценаристы оставили его в эмиграции, что значит совершенно не понять и исказить образ Хлудова. Даже Чарнота, лихой кавалерист по преимуществу, при всей своей примитивности говорит Хлудову, узнав, что тот хочет вернуться в Россию: «А! Душа суда требует! Ну что ж, ничего не сделаешь!» Даже Чарнота понял, что Хлудов ищет искупления, а сценаристы не поняли».
Более того — Любовь Евгеньевна в том же письме документально подтвердила то, о чём многие догадывались и раньше, окончательно прояснив ситуацию с прототипами главных персонажей. По поводу генерала Хлудова было сказано чётко и недвусмысленно: «Прототип Хлудова —генерал Слащёв, книгой которого пользовался Мих. Аф.».
Прямых указаний на конкретную книгу нет. Возможно, речь об издании 1920 года под названием «Требую суда общества и гласности. Оборона и сдача Крыма». В ней Слащёв сводил счёты с бароном Врангелем, которого обвинял в трусости, неспособности управлять войсками и в конечном итоге делал его главным виновником падения Крыма.
А может, подразумевалась еще одна книга - «Крым в 1920 г.». Она вышла в Москве в 1924 году. Предисловие к ней написал не кто-нибудь, а сам Дмитрий Фурманов, прославившийся романом «Чапаев», что вышел годом ранее: «Слащёв-вешатель, Слащёв-палач: этими чёрными штемпелями припечатала его имя история… Перед «подвигами» его, видимо, бледнеют зверства Кутепова, Шатилова, да и самого Врангеля - всех сподвижников Слащёва по крымской борьбе». Правда, потом Фурманов упоминает, что Слащёв вернулся на родину и осознал «ужас его мрачной деятельности в борьбе с Советской властью…».
Актеры и роли
«Бег» стал кинодебютом Владислава Дворжецкого. Изначально он пробовался на роли Голубкова и контрразвездчика Тихого, но режиссеры не впечатлились и долго решали, что делать с актёром, который слабо прошёл пробы, но обладал нестандартной готической внешностью и подходил под описание генерала Хлудова, которого уже начал играть Глеб Стриженов.
Дворжецкого вызвали ещё раз, чтобы дать второй шанс, и он великолепно сыграл сложную сцену мистического сна Хлудова. Когда Стриженова поставили перед фактом, что он отстранен, а вместо него роль отдали неизвестному провинциалу-дебютанту, это стало для него ударом.
Генерала Чарноту в ленте блистательно сыграл Михаил Ульянов. Парамоном Корзухиным стал Евгений Евстигнеев. Сцену карточной игры Корзухина и Чарноты снимали глубокой ночью, потому что только в это время Ульянов и Евстигнеев были свободны одновременно. У актёров был очень разный подход - Евстигнеев блестяще играл первые дубли, но быстро уставал и тускнел, тогда как Ульянов с каждым дублем играл все лучше. Режиссёры нашли выход из положения. Пока один отдыхал, они репетировали сцену со вторым. Потом отдохнувший Евстигнеев сел к разогревшемуся Ульянову, и сцена получилась с одного дубля.
Жену Корзухина сыграла знаменитая «Наташа Ростова» - Людмила Савельева. Роль приват-доцента Голубкова воплотил Алексей Баталов, словом, сплошь звезды кино.
Сцена любви. Олега Табакова обожали все, а он больше всего любил театр
Кто добавил очки в образ Людмилы Прокофьевны из «Служебного романа»?
Главный разведчик страны. На что Павел Кадочников шёл ради роли
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть