Павел Кадочников в роли разведчика Федотова в фильме режиссера Бориса Барнета «Подвиг разведчика». 1967 г.РИА Новости
29 июля – 110 лет со дня рождения Павла Кадочникова. О легенде кино рассказала внучка, актриса Наталия Кадочникова, создатель и худрук творческой мастерской «Династия» имени Кадочникова.
Дидя и буля
Ольга Шаблинская, АиФ: Наталия Петровна, каким Павел Кадочников был дедушкой?
Наталия Кадочникова: Я его называла дидя, а бабушку – буля. Когда между съёмками у нас выдавалась возможность погулять, всё заканчивалось раздачей автографов. Однажды я возмутилась: «Слушайте, я вообще-то с ним редко вижусь, а вы тут пристаёте!» – «Наташ, я не имею права отказать своим зрителям, у меня работа круглосуточная». Это был первый урок актёрского мастерства.
– Каким он был по характеру?
– Надо сказать, Павел Петрович был очень вспыльчивым. В подростковом возрасте я, случалось, огрызалась и хамила бабушке, тогда он мог рыкнуть на меня. У нас был журнальный столик и к нему целая коллекция запасных стёкол. Когда дедушка возмущался, он бил кулаком по нему. Бабушка подчищала осколки и ставила новое стекло. Но и отходил дед быстро. «Там дидя тебя зовёт». Я с опущенной головой шла, а он как ни в чём не бывало: «Что там у тебя в школе?»
Павел Кадочников с сыном читают корреспонденцию. 1950 год. Фото: ru.wikipedia.org/ Н. Драчинский
– А ремня дед мог дать?
– Никогда. Один раз в жизни дал подзатыльник. В 8 лет он взял меня на съёмки фильма «Сюда не залетали чайки» в Дивногорск. Снимали летом, вся съёмочная группа – с детьми. Мы в холле гостиницы сильно расшумелись. Дежурная прикрикнула: «Ребята, одиннадцатый час ночи». Я ей в ответ: «А я внучка Кадочникова, мне всё можно». И в ту же секунду получила затрещину от деда. Случайно он оказался рядом. Утром дидя извинялся на коленях: «Я прошу прощения только за то, что ударил тебя. Запомни: быть внучкой Кадочникова – это не привилегия, а большая ответственность. Ты не имеешь права нехорошо себя вести, прикрываясь фамилией».
«Ваш фронт – там»
– Ваш дедушка для многих ассоциируется с героями военных фильмов…
– Когда началась война, он пришёл в военкомат: «Хочу на фронт». – «У вас бронь. Вы играете в фильмах оборонного значения. Вам надо прибыть в Волгоград на съёмки «Обороны Царицына». Ваш фронт – там». Я расшифровала кусочки его дневника 1941–1942 годов. Карандашом, очень неровным почерком, написано: корабль разбомбили, чудом сел на паром на Волге. Запись от 29 июля 1941 года: «Вот так на палубе, укрывшись макинтошем, я встретил свой день рождения». 26 лет ему исполнилось. Ещё писал о мужчине, на глазах которого погиб его ребёнок. И несчастный отец ходил и повторял: «Мой сын где-то здесь. Вы его не видели?» Читаешь дневник – и мурашки…
– Какие отношения были у Кадочникова с прототипом его героя в фильме «Повесть о настоящем человеке» – Героем Советского Союза, лётчиком-истребителем Алексеем Маресьевым, у которого в войну ампутировали ноги, но он вернулся на службу?
– Дружеские, тёплые. Мне было лет 5, когда Маресьев приезжал к нам с внуком и мы рисовали котиков в моём блокнотике. Маресьев говорил: «Павел Петрович сыграл меня, показав более героем, нежели я есть на самом деле». У деда на съёмках было обморожение. Маресьев, который присутствовал на съёмках, сказал: «Я полз несколько дней, а Кадочников уже месяц ползёт и ползёт. Дайте ему отдохнуть хоть немножечко». У дедушки не получалась сцена, когда он встаёт с земли и падает. «Мне нужно искажённое от боли лицо, – был недоволен режиссёр. – А ты играешь». – «Дайте мне 10 минут». Отошёл и насыпал в свои унты шишек, острых, как ёжики. «Можно снимать». Поднялся на ноги – и вся гамма чувств отразилась на лице. Несколько дублей он вставал и падал, вставал и падал. «Снято! Здорово! Как, Паш, ты это сделал?» Кадочников снял унты, а оттуда кровь полилась. После фильма он долго лечил проблемы с венами. К 70 годам эти съёмки ему аукнулись: с палочкой ходил, ноги очень сильно болели.
– Кадочников – лауреат трёх Сталинских премий. Пишут, он был любимчиком Сталина, они встречались.
– Это неправда. Любимчиком – возможно. Но лично они никогда не пересекались. Хотя у деда была заламинированная справка, что Кадочников является главным разведчиком страны. Когда я её увидела, спросила: «Как ты её получил? Странная справка». Дидя рассказал: после выхода «Подвига разведчика» ему передали слова Сталина: «Вот таким должен быть настоящий разведчик». Он в шутку ответил: «Здорово, если бы мне дали такую справку». Спустя некоторое время ему передали справку, подписанную Верховным главнокомандующим, удостоверяющую: Кадочников является главным разведчиком страны.
– Задам больной вопрос. Как Кадочников пережил смерть двоих сыновей – вашего папы Петра и старшего Константина, рождённого ещё до брака с вашей бабушкой?
– Пережить он это не смог. Дед пытался с этим жить, ушёл в работу. Ещё я к ним переехала в 14 лет. Он понял, что должен держаться, надо меня на ноги ставить. Плюс рядом была жена, моя бабушка. Ей было намного тяжелее. Тем более мой папа – её любимый единственный сын.
– Какие были отношения у ваших бабушки и дедушки?
– Очень тёплые и трогательные. Он её защищал. Бабушку считали стервой: она выпроваживала всех, кто пытался споить Павла Петровича. Если звучал последний аргумент «Выпьем за Сталина!», она дедулю отвлекала, а сама тайком выливала коньяк и наливала чай. Но не всё было гладко, конечно… У дедушки же была история, когда он влюбился в артистку Маргариту Шумскую. Она родила от него сына Павла и активно хотела увести дедулю из семьи. Бабуля очень боялась, что дедуля уйдёт, бросит их. Переживала эту историю очень тяжело. Она ведь на деда положила всю свою жизнь, растворилась в нём, жила им. Дома мы старались на эту тему не говорить. Когда дядя Павлик уже стал взрослым, женился на датчанке и переехал в Данию, он приехал к дедушке. Но бабушка сказала: «Нет, я не хочу его видеть в своём доме». У неё были ассоциации с той женщиной, которая ей звонила и гадости говорила.
Народный артист СССР Павел Кадочников в роли прадедушки в фильме Ильи Фрэза «Карантин». 1985 г. Фото: РИА
– Она очень красивая, я понимаю дедулю. Мужчина есть мужчина. Тем не менее он нашёл в себе силы остаться в семье. Я всю эту историю узнала от родной сестры дедушки, тёти, Зои Петровны Кадочниковой. За пару дней до её смерти она позвала меня к себе: «Натуль, сядь, пожалуйста. Что бы тебе ни рассказывали, не осуждай деда. Хочу, чтобы ты знала: он и бабушку твою не бросил, и ребёнка не бросил. Шумская кричала, что она несчастная и он ей не помогал. Неправда. До конца жизни дед присылал деньги, и деньги немалые. К тому же на те подарки, которые Кадочников дарил Шумской, пока они встречались, можно содержать всю семью много лет. Там и бриллианты, и всё».
В 2015 году дядя Павлик мне написал: буду в Петербурге, не хотела бы ты встретиться, я твой родной дядя. Я рада, что мы в очень близких отношениях. Мы не обсуждаем, кто кого предал, кто кого бросил. Когда прихожу на Серафимовское кладбище, всегда и к Шумской захожу, смотрю, всё ли в порядке с могилкой, и присылаю фото дяде Павлику.
– И последний вопрос. Я правильно понимаю, что ваши дети носят фамилию прадеда?
– Да, все трое – Кадочниковы. Пётр старший, средний Виктор и младшая Алиса. Фильмы прадеда они знают, смотрят. «У вас продаётся славянский шкаф?» – это наша любимая фраза дома.
14 знаковых ролей в биографии Павла Кадочникова
Сергей Эйзенштейн, у которого Кадочников снимался в фильме «Иван Грозный», подарил молодому актеру свою фотографию с надписью: «Дорогому Оборотню Павлу, с невероятной легкостью проходящему километры извилистых путей».«Иван Грозный». 1944 – 1945 годы.
Кадочников в «Подвиге разведчика» сыграл советского резидента Федотова, само воплощение воли, энергии, любви к родине и стремления к победе. Прообразом Федотова был реальный разведчик Николай Кузнецов. Именно эта роль принесла Павлу Кадочникову всесоюзную славу.«Подвиг разведчика». 1947 год.
Чтобы глубже войти в кинообраз к фильму «Повесть о настоящем человеке», Кадочников наотрез отказался от услуг дублеров, в течение четырех месяцев ходил на настоящих протезах и ползал в снегу в лютый мороз. Прототип главного героя, знаменитый летчик Маресьев, приглашенный консультантом в эту картину, был поражен его актерским мужеством. «Я, — говорил он, — всего три дня полз по снегу, а Кадочников ползет уже несколько месяцев». «Повесть о настоящем человеке». 1948 год.
За роль в фильме «Большая семья» Кадочников получил Серебряную премию за лучшую мужскую роль Каннского кинофестиваля 1955 года. «Большая семья». 1954 год.
Готовясь к съемкам забавной и в то же время чрезвычайно сложной сцены боксерского поединка на теплоходе в фильме «Запасной игрок», Кадочников брал уроки у многократного чемпиона страны, заслуженного мастера спорта Ивана Князева. После нескольких месяцев тренировок Князев сказал своему ученику: «Второй разряд тебе обеспечен, а может быть, даже первый».«Запасной игрок». 1954 год.
На съемочной площадке одного из самых знаменитых фильмов Кадочникова «Укротительница тигров» актеру приходилось бок о бок работать с хищниками. Когда снимали сцену, где мотогонщик Ермолаев держит руками дверь, на которую с другой стороны налегает тигр, знаменитая дрессировщица Маргарита Назарова умоляла: «Павел Петрович, отклонитесь подальше, чтобы зверь вас не задел». Но оператор в свою очередь требовал: «Подвиньтесь поближе, мне нужен крупный план!».«Укротительница тигров». 1954 год.
В «Якове Свердлове» Кадочников сыграл Максима Горького. При утверждении на роль художественный совет отверг его кандидатуру на роль, поскольку его посчитали слишком молодым для столь серьёзного образа. Тогда режиссёр попросил загримироваться. Через несколько минут актер вновь предстал перед комиссией. Кадочников был единогласно утвержден. Это сходство позволит ему впоследствии ещё пару раз сыграть Максима Горького.«Педагогическая поэма». 1955 год.
Однажды Кадочников привел домой мальчишку-беспризорника, которого поймал за руку, когда тот на улице вытащил у него из кармана кошелек. Павел Петрович возился с ним — одел, обул, накормил, вел долгие воспитательные беседы, а потом пристроил в хороший интернат. Впоследствии тот мальчик стал летчиком и писал Павлу Петровичу письма — благодарил за то, что он так круто изменил его судьбу.«Медовый месяц». 1956 год.
В жизни Кадочникова было два периода вынужденного бездействия. Первый —после успеха конца 40-х — начала 50-х, когда всего за три года ему трижды присуждали Сталинскую премию. Его отлучили от кино на долгих пять лет — на студиях страны был негласный запрет снимать Кадочникова. Чтобы прокормить семью, актер мотался с выступлениями по всей стране — благо в желающих «живьем» посмотреть на звезду экрана недостатка не было.«Жизнь Бетховена». 1978 год.
В начале 70-х у Павла Петровича снова случился творческий простой, из которого его выдернул Никита Михалков. Он предложил Кадочникову роль Трилецкого в «Неоконченной пьесе для механического пианино», за что Павел Петрович всегда был благодарен Никите Сергеевичу. После этого в творчестве Павла Петровича будто началась белая полоса — он сыграл еще почти в трех десятках картин.«Неоконченная пьеса для механического пианино». 1977 год.
В 1981 году во время отдыха в Прибалтике трагически погиб сын Павла Кадочникова. Страшное известие настигло актера, когда он снимался в фильме-сказке Леонида Нечаева «Проданный смех». Узнав о гибели сына, Кадочников сделал то, чего до этого не позволял себе никогда во время съемок: попросил принести ему бутылку коньяка. О том, чтобы отменить съемку, и речи не было.«Проданный смех». 1981 год.
Артист Кадочников никогда не позволял себе поблажек, он всегда говорил: «Зритель заплатил деньги за билет, и ему неинтересно, какие у тебя проблемы. Он хочет посмотреть кино и имеет на это право». «Карантин». 1983 год.
В «Серебряных струнах» Павел Кадочников был не только исполнителем одной из главных ролей, но и автором сценария и режиссером. К моменту съемок Павел Петрович чувствовал себя уже очень плохо, поэтому сценарий он диктовал рабочему съемочной группы Георгию Смирнову. Со слов внучки Кадочникова, когда работа над текстом завершилась, Смирнов забрал рукопись, чтобы отпечатать, но рукописный вариант почему-то не вернул. Кадочников внимания на это не обратил. Каково же было его удивление, когда после успешной премьеры ему принесли повестку в суд: Смирнов обвинил Кадочникова в том, что тот украл у него сценарий.«Серебряные струны». 1987 год.
14 знаковых ролей в биографии Павла Кадочникова
Сергей Эйзенштейн, у которого Кадочников снимался в фильме «Иван Грозный», подарил молодому актеру свою фотографию с надписью: «Дорогому Оборотню Павлу, с невероятной легкостью проходящему километры извилистых путей».«Иван Грозный». 1944 – 1945 годы.
Кадочников в «Подвиге разведчика» сыграл советского резидента Федотова, само воплощение воли, энергии, любви к родине и стремления к победе. Прообразом Федотова был реальный разведчик Николай Кузнецов. Именно эта роль принесла Павлу Кадочникову всесоюзную славу.«Подвиг разведчика». 1947 год.
Чтобы глубже войти в кинообраз к фильму «Повесть о настоящем человеке», Кадочников наотрез отказался от услуг дублеров, в течение четырех месяцев ходил на настоящих протезах и ползал в снегу в лютый мороз. Прототип главного героя, знаменитый летчик Маресьев, приглашенный консультантом в эту картину, был поражен его актерским мужеством. «Я, — говорил он, — всего три дня полз по снегу, а Кадочников ползет уже несколько месяцев». «Повесть о настоящем человеке». 1948 год.
За роль в фильме «Большая семья» Кадочников получил Серебряную премию за лучшую мужскую роль Каннского кинофестиваля 1955 года. «Большая семья». 1954 год.
Готовясь к съемкам забавной и в то же время чрезвычайно сложной сцены боксерского поединка на теплоходе в фильме «Запасной игрок», Кадочников брал уроки у многократного чемпиона страны, заслуженного мастера спорта Ивана Князева. После нескольких месяцев тренировок Князев сказал своему ученику: «Второй разряд тебе обеспечен, а может быть, даже первый».«Запасной игрок». 1954 год.
На съемочной площадке одного из самых знаменитых фильмов Кадочникова «Укротительница тигров» актеру приходилось бок о бок работать с хищниками. Когда снимали сцену, где мотогонщик Ермолаев держит руками дверь, на которую с другой стороны налегает тигр, знаменитая дрессировщица Маргарита Назарова умоляла: «Павел Петрович, отклонитесь подальше, чтобы зверь вас не задел». Но оператор в свою очередь требовал: «Подвиньтесь поближе, мне нужен крупный план!».«Укротительница тигров». 1954 год.
В «Якове Свердлове» Кадочников сыграл Максима Горького. При утверждении на роль художественный совет отверг его кандидатуру на роль, поскольку его посчитали слишком молодым для столь серьёзного образа. Тогда режиссёр попросил загримироваться. Через несколько минут актер вновь предстал перед комиссией. Кадочников был единогласно утвержден. Это сходство позволит ему впоследствии ещё пару раз сыграть Максима Горького.«Педагогическая поэма». 1955 год.
Однажды Кадочников привел домой мальчишку-беспризорника, которого поймал за руку, когда тот на улице вытащил у него из кармана кошелек. Павел Петрович возился с ним — одел, обул, накормил, вел долгие воспитательные беседы, а потом пристроил в хороший интернат. Впоследствии тот мальчик стал летчиком и писал Павлу Петровичу письма — благодарил за то, что он так круто изменил его судьбу.«Медовый месяц». 1956 год.
В жизни Кадочникова было два периода вынужденного бездействия. Первый —после успеха конца 40-х — начала 50-х, когда всего за три года ему трижды присуждали Сталинскую премию. Его отлучили от кино на долгих пять лет — на студиях страны был негласный запрет снимать Кадочникова. Чтобы прокормить семью, актер мотался с выступлениями по всей стране — благо в желающих «живьем» посмотреть на звезду экрана недостатка не было.«Жизнь Бетховена». 1978 год.
В начале 70-х у Павла Петровича снова случился творческий простой, из которого его выдернул Никита Михалков. Он предложил Кадочникову роль Трилецкого в «Неоконченной пьесе для механического пианино», за что Павел Петрович всегда был благодарен Никите Сергеевичу. После этого в творчестве Павла Петровича будто началась белая полоса — он сыграл еще почти в трех десятках картин.«Неоконченная пьеса для механического пианино». 1977 год.
В 1981 году во время отдыха в Прибалтике трагически погиб сын Павла Кадочникова. Страшное известие настигло актера, когда он снимался в фильме-сказке Леонида Нечаева «Проданный смех». Узнав о гибели сына, Кадочников сделал то, чего до этого не позволял себе никогда во время съемок: попросил принести ему бутылку коньяка. О том, чтобы отменить съемку, и речи не было.«Проданный смех». 1981 год.
Артист Кадочников никогда не позволял себе поблажек, он всегда говорил: «Зритель заплатил деньги за билет, и ему неинтересно, какие у тебя проблемы. Он хочет посмотреть кино и имеет на это право». «Карантин». 1983 год.
В «Серебряных струнах» Павел Кадочников был не только исполнителем одной из главных ролей, но автором сценария и режиссером. К моменту съемок Павел Петрович уже очень плохо, поэтому сценарий он диктовал рабочему съемочной группы Георгию Смирнову. Со слов внучки Кадочникова, когда работа над текстом завершилась, Смирнов забрал рукопись, чтобы отпечатать, но рукописный вариант почему-то не вернул. Кадочников внимания на это не обратил. Каково же было его удивление, когда после успешной премьеры ему принесли повестку в суд: Смирнов обвинил Кадочникова в том, что тот украл у него сценарий.«Серебряные струны». 1987 год.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть