2911

Битва за зрителя. Как авторскому кино конкурировать с голливудскими блокбастерами?

№ 5 от 2 февраля 2016 года 02/02/2016

В последние годы «другое» кино – не блокбастеры с многомиллионным бюджетом и зрелищные остросюжетные картины, а неспешные по своему ритму повествования, зачастую недорогие фестивальные авторские ленты, – довольно часто попадает в «лонг-листы» и номинации ведущих кинопремий и даже время от времени получает заветные статуэтки. В основном такое кино приезжает из Европы. Впрочем, премии – это верхушка айсберга. Главная «битва за зрителя» разворачивается в кинотеатрах.

Оскароносный «Лiстапад»

Примечательно, что несколько картин, которые номинируются на «Оскар», белорусские зрители уже имели возможность увидеть в рамках программы международного кинофестиваля «Лiстапад». В 2013-м в Минске показали «Иду» польского режиссера Павла Павликовского, которая в прошлом году завоевала «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм». В этой же категории в 2016-м киноакадемия номинировала две картины – участницы «Лістапада-2015»: латиноамериканскую драму «Объятия змеи» режиссера Сиро Герра и турецко-французско-немецкий фильм «Мустанг» режиссера Дениз Гамзе Эргювен. Последняя работа, кстати, получила высшую награду Европейского парламента LUX Film Prize и, по мнению Европейской киноакадемии, стала лучшим дебютом 2015 года. За «Оскар» в номинации «Лучшая женская роль» в феврале поборется великолепная Шарлотта Рэмплинг, сыгравшая главную героиню в картине Эндрю Хея «45 лет», которая также вошла в программу белорусского кинофеста. Среди номинантов на лучший музыкальный трек – «А Simple song №3» из фильма «Молодость» итальянца Паоло Соррентино, его тоже уже имели возможность увидеть белорусские зрители. Организаторы «Лiстапада» даже подсчитали, что за последние три года отмеченных ведущими американскими кинокритиками фильмов в программе фестиваля было 35.

Избирательный подход

Однако в основной массе оскароносные ленты – это голливудский продукт. В кинотеатре конкурировать с огромной массой американских блокбастеров очень трудно, признается британский продюсер, режиссер Дэвид УИЛКИНСОН, который снимает документальные фильмы и занимается продвижением авторского небюджетного кино. «Мне приходится убеждать людей потратить деньги не на новые «Звездные войны», а, например, на малобюджетный, но очень оригинальный и полный смысла фильм, снятый на «айфон». Тут главная задача – убедить руководство кинотеатров и зрителей, почему им стоит это сделать», - говорит Дэвид Уилкинсон.

По его словам, за 18 лет его работы стала очевидной статистика: каждый второй из всех снятых в Великобритании и Ирландии фильмов не попадает на широкий экран. Такой избирательный подход прокатчиков – одна из главных проблем в европейском кинематографе.

 

Немецкий режиссер Изабелла ШТЕВЕР снимает арт-хаус, фестивальное кино. В интервью она признается, что в продвижении своих работ не сильна. «Я могу только добросовестно снимать то, что сама считаю стоящим. И надеяться, что другим людям эта история тоже покажется интересной», - говорит Изабелла. Режиссер убеждена: чтобы до зрителя доходили не только блокбастеры, нужны государственная поддержка кинематографа, квоты на производство национальных фильмов. В перспективе кинорынок и зритель только выиграют, получив разнообразное в жанровом и тематическом плане искусство.

Король кинематографа

Почему многие действительно хорошие авторские фильмы проваливаются в прокате? Дэвид Уилкинсон видит главную причину в конкуренции с Голливудом, вторая загвоздка – кинокритика. «Эксперты почему-то чаще критикуют фильмы со скромным бюджетом, чем блокбастеры. И все же критика очень важна, ведь первые три дня с момента выхода кинокартины – самые важные в жизни фильма. Если в первый уикенд сборы и отзывы плохие, то фильм провалился», - констатирует британский режиссер.

 

C тем, что Голливуд – король кинематографа, согласен и итальянский продюсер, директор фестиваля Salento Film Festival Луиджи КАМПАНИЛЕ. Его словам, сейчас у итальянского кино много проблем, главная из которых - отсутствие идей (по сравнению с классикой) и достойных бюджетов. К тому же, отмечает г-н Кампаниле, современное итальянское кино можно увидеть в лучшем случае в кинотеатрах, на фестивалях или на DVD, а широкий охват может дать телевидение, куда «не пробьешься».

 

Лотерея в пользу кино

Большинство европейских стран по возможности поддерживают национальное кино, существует также программа финансирования творческих проектов, искусства и культуры Creative Europe («Креативная Европа»), в рамках которой можно получить финансовую поддержку, если кино отвечает «европейским ценностям».

Интересен опыт Великобритании, где существуют две системы помощи кинематографистам – национальная лотерея и льготы. На поддержку британского кино идет часть средств, вырученных от продажи специальной лотереи. А во втором случае государство возвращает до 20% бюджета через систему льготного кредитования. Во Франции  кинематограф получает субсидирование на всех уровнях. Более того, каждый французский фильм, показанный в кинотеатрах, должен быть со временем куплен и показан телекомпанией.

Датский режиссер Андреас ДАЛСГААРД считает, что благодаря сильной господдержке датский кинематограф, особенно документальное кино, в последние годы смог выйти на новый международный уровень. Если у продюсера есть достаточный бюджет, он может привлекать лучших специалистов в разных областях – биографов, редакторов, продюсеров, причем со всего мира. Такой подход очень обогащает фильм, убежден кинематографист.  

 

Что такое «хороший фильм», конечно, каждый зритель решает сам. Изабелла Штевер уверена, например, что он невозможен без юмора и эротики. Также фильм должен удивлять: чем более предсказуема картина, тем меньше зритель ее запомнит. «Равно как и люди, которые в культурном смысле «питаются» исключительно конформистскими, массовыми продуктами, довольно скучны», - говорит Изабелла. Благо, кино-кругозор – это как раз то, что можно расширять легко и приятно.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно