Режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича многие знают только как автора экранизации романа Дюма про трех мушкетеров. В этом виноваты и некая культовость трехсерийного телефильма, и подбор актеров (Михаил Боярский до сих пор ассоциируется исключительно с образом удачливого гасконца), и моментально ставшие популярными песни, прозвучавшие в этой картине. Кроме того, Юнгвальд-Хилькевич позже не раз пытался повторить успех — снял фильмы «Мушкетёры двадцать лет спустя» и «Мушкетёры тридцать лет спустя», а последней его режиссерской работой стала лента «Возвращение мушкетёров», вышедшая в 2007-м. Он скончался в 2015 году на 82-м году жизни.
Но у Юнгвальд-Хилькевича были и другие работы, которых вполне хватило бы нескольким режиссерам, чтобы войти в историю советского кино. Что любопытно, в самом кино он оказался достаточно поздно. Родился 22 октября 1934 года в Ташкенте, после школы выучился на архитектора, потом окончил Ташкентский театрально-художественный институт, работал театральным художником. И лишь после этого пошел на Высшие курсы сценаристов и режиссёров, по окончании которых был принят на Одесскую киностудию. И сразу же получил самостоятельную работу.
«Формула радуги», 1966
На «Ленфильме» как раз в середине 1960-х готовились снимать фильм «Его звали Роберт» с Олегом Стриженовым. Впрочем, повесть Евгения Велтистова «Электроник — мальчик из чемодана» вышла еще в 1964-м. Так что дебютная картина Юнгвальд-Хилькевича имела все шансы быть замеченной. Сюжет прост: ученый, взяв свою внешность за образец, изобретает андроида, который идет в народ и едва не устраивает беспорядки. Мысль тоже проста — роботы пока не в состоянии заменить человека. Кастинг у «Формулы радуги», кстати, был прекрасный — в ролях заняты Савелий Крамаров, Фрунзик Мкртчян, Георгий Вицин и Наталья Варлей (это была её первая роль). Но вот потом картине и режиссеру не повезло — «Формула радуги» легла на полку и в прокат выпущена не была, а все лавры исследователей робототехники достались более оптимистичным «Его звали Роберт» (фильм получил приз на фестивале в Милане в 1969-м) и телесериалу «Приключения Электроника» Константина Бромберга (вышел в 1980-м).
«Опасные гастроли», 1969
Самый известный, пожалуй, фильм Юнгвальд-Хилькевича за пределами его саги о мушкетерах — в основном потому, что в этой картине Владимир Высоцкий сыграл одну из немногих своих главных ролей. Как вспоминал режиссер, ему пришлось с полгода доказывать руководству студии выбор именно Высоцкого. Кроме того, ему пошли навстречу и другие актеры, которых он был вынужден пригласить на пробы — они специально не показывали весь свой потенциал. От первоначального замысла — фильм был снят по воспоминаниям Александры Коллонтай и рассказывал, как большевики нелегально доставляли в царскую Россию оружие, — пришлось отказаться: в «Опасных гастролях» речь идет о доставке подпольной литературы и листовок. Но даже в таком виде фильм оказался популярным (его посмотрели 36,9 млн человек) и вошел в золотой фонд советского кино. Высоцкий, кстати, написал две песни для еще одного фильма Юнгвальд-Хилькевича — «Внимание, цунами!» (1969).
«Ах, водевиль, водевиль...», 1979
С одной стороны, Георгий Юнгвальд-Хилькевич не мог пожаловаться на то, что ему запрещали снимать: в его «советской» фильмографии полтора десятка картин, которые он выпускал регулярно. С другой — его фамилию старались не упоминать в прессе, званий и наград не давали (лишь в 1995-м он стал заслуженным деятелем искусств Украины). Марк Захаров (они сотрудничали на фильме «Весна двадцать девятого») назвал своего коллегу самым неправильным режиссером в СССР. Юнгвальд-Хилькевича даже в Союз кинематографистов долго не принимали, невзирая ни на какие заслуги. Он, впрочем, особого внимания на это подобие травли не обращал. Снимал фильмы о стройках первых пятилеток («Весна...» — музыкальная версия пьесы Погодина), детские фильмы («Петька в космосе»), сказки («Туфли с золотыми пряжками»). Все — с обязательными музыкальными номерами. Ну а «Ах, водевиль, водевиль...», снятый сразу после «Трех мушкетеров» по мотивам водевиля Петра Григорьева «Дочь русского актёра», вообще без песен обойтись не мог.
«Выше Радуги», 1986
В принципе, Юнгвальд-Хилькевич очень тонко чувствовал время, в которое ему довелось работать, и, например, те же «Мушкетеры» вышли вместе с другими экранизациями произведений зарубежных авторов. Да и «Ах, водевиль, водевиль...» появился на фоне других музыкальных фильмов («Соломенная шляпка»). А к середине 80-х стало модно снимать в кино звезд советской эстрады — уже появились «Женщина, которая поёт», «Душа» и даже «Начни сначала» с Андреем Макаревичем. А Юнгвальд-Хилькевич откликнулся на эту моду сразу двумя фильмами — «Сезоном чудес» 1985 года, сразу после которого снял «Выше Радуги». Этот, пожалуй, весьма стандартный для того времени мюзикл сделал популярным молодого певца Владимира Преснякова-младшего и прославил молодого актера Дмитрия Марьянова.
«Узник замка Иф», 1988
Юнгвальд-Хилькевич мог начать сотрудничество с Александром Градским еще на «Трех мушкетерах», но тогда всё закончилось скандалом: Градский приревновал к песне Дунаевского («Пора, пора, порадуемся...») и уже написанную музыку просто не отдал. В очередной раз режиссер и композитор сошлись во время работы над экранизацией еще одного романа Дюма — «Граф Монте-Кристо». Картина называлась «Узник замка Иф», главную роль в ней сыграл Виктор Авилов (Боярский, кстати, тоже в этой ленте появился), а Градский написал для «Узника...» песни и сам же их исполнил. Это сотрудничество продолжилось и в следующем фильме Юнгвальд-Хилькевича — экранизации рассказов Исаака Бабеля «Искусство жить в Одессе», который вышел в 1989 году и стал последним фильмом режиссера, снятым в СССР.





Загадочный советский Карлсон. Что скрывал Спартак Мишулин
Три жены, четверо детей и «Оскар»... Чего не успел Сергей Бондарчук?
«Ради денег не снимаюсь». Александр Михайлов – о принципах и болевых точках
«Моё лицо похоже на противогаз». За что зрители обожали Савелия Крамарова?
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть