На расстоянии 250 километров от Минска, на границе Браславского и Миорского районов, находится деревня Запружаны. В ней мы условились встретиться с пилотами Первого белорусского профессионального вертолётного клуба «АвиА-100», которые оказались там в рамках тура по маршруту Боровая-Рось-Брест-Пинск-Туров-Мозырь-Гомель-Могилев-Витебск-Браслав-Нарочь-Боровая. Тур длиной 1700 километров посвящён 70-летию освобождения Беларуси.
Начало пути
Поездка началась со звонка пилотов, которые попросили захватить с собой канистры с топливом. Вертолёт Robinson R44, на котором нам предстояло лететь, «съедает» в час около пятидесяти литров. При этом его крейсерская скорость – 210 км/час. Такому расходу – менее 1 литра на километр – может позавидовать самый экономичный автомобиль, правда, стоимость авиационного горючего сегодня составляет около трёх долларов за литр. Топлива в Беларуси не производят, поэтому его приходится импортировать.
Через Запружаны ведёт одна дорога. По обе стороны от неё расположены дома, в большинстве своём старые, с покосившимися дверями и окнами. Немногочисленные жители этой уединённой деревни с любопытством разглядывали нас.
Вертолёты запаздывали, и мы решили перекусить. Не обнаружив общепита в Запружанах, отправились наудачу по дороге в сторону Браслава, благо до города рукой подать. Через несколько километров увидели придорожное кафе. Если бы не вывеска, можно и не понять, что это за здание.
Продавщица принесла к картошке и курице нарезанный хлеб, который нам великодушно не включили в стоимость, потому что он оказался не первой свежести. Счёт за обед, состоявший из отбивной, чая и вафли, - 40 тысяч рублей.
Полёт
Наша экспедиция остановилась на развилке дороги в стороне от деревни. Местность здесь холмистая, много деревьев и болотцев, но для вертолёта это, как оказалось, не проблема. Компактные размеры «птички» позволяют припарковать его, скажем, на автостоянке. Длина фюзеляжа – чуть больше девяти метров, колея шасси – около 2,1 метра.
Шум приближающегося вертолёта слышен издалека. Описав круг, транспорт приземлился на луг прямо перед нами. Подходить к вертолёту надо сбоку, ни в коем случае не сзади: хвостовой винт вращается слишком быстро, и его легко не заметить.
В кабину Robinson R44 вмещаются четыре человека включая пилота. Внутри очень уютно. Первоклассный обзор во все стороны. Перегородки в салоне отсутствуют, двери лёгкие, тонкие. В такой машине нет ощущения скованности, замкнутости пространства. Окружающий мир воспринимаешь всеми органами чувств и от этого испытываешь несказанный душевный подъём.
В воздухе
Пилот жестами предложил надеть наушники. Шум работающего двигателя такой, что голос в нём не слышен. Момент отрыва от земли - самый волнующий. Как будто кресло, в котором сидишь, поднимают на воздушных шариках. Управляемый умелой рукой, вертолёт поднимается мягко, его не трясёт. Мы не взлетаем выше 150-200 метров: это оптимальная высота. Отсюда видно вдаль на 40-50 километров. Внизу, насколько хватает глаз, - леса, реки и болота. Мы пролетаем над регионом, где расположена Обстерновская озёрная группа, включающая тринадцать озёр площадью 32 квадратных километра. Браславский край – край нетронутой природы. Главное достоинство вертолёта – возможность неспешно и с удобной высоты обозревать местность – проявилось здесь в полной мере. К слову, многие уникальные природные ланд-шафты в Беларуси и сегодня остаются недоступными для человека. Попасть туда можно только с воздуха.
Цены
Перспективы развития вертолётной сферы в Беларуси есть. Прежде всего туризм. Кроме того, промышленность. Наконец, полёт на вертолёте – это возможность сделать уникальный подарок, который запомнится. Как частное средство передвижения вертолёт в нашей стране пока не актуален. У нас действует заявительный принцип полёта. Заявку нужно подавать за сутки, её ещё должны подтвердить. Более совершенная форма – уведомительный прин-
цип: не просишь разрешения, а ставишь в известность контролирующие органы. С другой стороны, сегодня «и законы, и правила, и технические возможности позволяют белорусу заказать услугу полёта на вертолёте», - рассказал «АиФ» Александр ЦЕНТЕР, председатель Федерации авиационного спорта, председатель правления группы компаний А-100. Лётный час стоит от 500 до 700 долларов. Для сравнения: в Москве стоимость может составлять до 1000 долларов.
Цена вертолёта Robinson R44 - около 400 тысяч долларов. Учитывая таможенные пошлины, машину можно экспортировать в Беларусь, выложив данную сумму плюс 40-50 процентов надбавки. Научиться летать сегодня можно, окончив специальные курсы. Сертификат выдаст Департамент по авиации. Теоретические и практически занятия обойдутся в 35-30 тысяч долларов. Высокая стоимость обусловлена необходимостью сделать как минимум 40 часов налёта. Зато профессиональные пилоты сегодня очень высоко ценятся в мире. Как добавил Александр Центер, найти высокооплачиваемую работу по специальности квалифицированному пилоту вертолёта не составляет проблем, причём как в Беларуси, так и за рубежом.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть