14560

Вызывая чувства. Лучшие театральные постановки - снова в Минске

№ 38 от 19 сентября 2012 года 19/09/2012

- В этом году спектакли объединены концепцией «Интерпретация чувств», - рассказала в интервью «АиФ» директор Центра визуальных и исполнительских искусств Анжелика КРАШЕВСКАЯ. - Каждая постановка вызывает у разных людей совершенно разные чувства и эмоции: от восторга до разочарования.

Программа форума включает три концептуальных блока: ставший уже традиционным в Беларуси проект «Золотая Маска», масштабную международную программу и молодежную off-программу.

Закроет форум премьера спектакля «Ладдзя роспачы» по одноименной повести Владимира Короткевича, постановка которого осуществлена при содействии Фонда Президента Беларуси по поддержке культуры и искусства, Министерства культуры Беларуси, компании СООО «Хенкель Баутехник». Во многом идея концепции «Интерпретация чувств» была подсказана этим мистическим произведением. Авторами идеи постановки были режиссер Игорь Петров и художник Ольга Мацкевич. В спектакле заняты такие актеры, как Александр Подобед, Тамара Миронова, Николай Кириченко, студенты Белорусской государственной академии искусств.

- Надо пояснить для читателей, что спектакль создан на базе Центра визуальных и исполнительских искусств.

- У нас есть огромное желание реализовывать собственные театральные проекты, и во главе угла не стоит коммерческая выгода. Мы хотим делать интересные спектакли, экспериментировать. Безусловно, это риск, но раз уж мы поставили перед собой сверхзадачу - нужно действовать.

Первым таким проектом стал спектакль «Амазония», созданный при содействии Польского Института в Минске и Института Адама Мицкевича в Варшаве при поддержке Академии искусств. Его тоже можно будет увидеть на форуме «ТЕАРТ» в блоке молодежной off- программы.

- Какие отзывы были получены после первого форума «ТЕАРТ»? Смогли ли белорусы, воспитанные на классическом театре, оценить спектакли Херманиса, Яжины, Коршуноваса?

- В прошлом году меня удивило то, что некоторые театралы поздно опомнились и ближе к Новому году стали звонить с вопросами: «Можно ли купить билеты на спектакли?» Но были и те, кто уже в июле приобрел билеты на октябрьские показы. Кстати, это распространенная европейская практика, когда о культурном досуге задумываются заранее, планируют поход в театр на несколько месяцев вперед. Думаю, когда белорусский зритель привыкнет к тому, что в октябре проходит «ТЕАРТ», он заранее будет планировать свое время так, чтобы попасть на уникальные спектакли, которые иначе он вживую увидеть не сможет.

Что касается отзывов, то они были разными. Но мы не стараемся угодить всем. Наша задача - показать лучшие спектакли, которые были поставлены на сценах всего мира. Порой это вещи, сложные для восприятия человека неподготовленного, воспитанного на так называемом культурном «фаст-фуде» - антрепризах, сериалах и т.д., из-за чего сегодня сложно различить, где искусство, а где - подделка. Поэтому для нас очень важно, чтобы на эти спектакли попали не случайные люди, которым будет скучно и неинтересно в зале, а те зрители, которые интересуются современным театром. И, конечно, ждем истинных театральных гурманов.

- Почему вы решили снова показать спектакли Оскараса Коршуноваса?

- Кто-то меня упрекает в том, что спектакли Коршуноваса демонстрируются каждый год. Но я люблю литовскую режиссуру. И если есть достойный спектакль - почему бы его не показать? В этом году зрители увидят две последние работы режиссера - «На дне» по мотивам пьесы Горького и «Миранда» по мотивам произведений Шекспира. Это необычные спектакли, которые совершенно не похожи на то, что Коршуновас делал раньше.

Например, спектакль «На дне» – это лаборатория, в которой актеры и зрители ставят эксперимент над самими собой. В этом спектакле актеры сконцентрированы не на результате, а на том, чтобы познать самих себя. Произведение Горького оживает только тогда, когда актеры пропускают его через свой собственный характер, собственную душу, когда в них говорит их собственный опыт. Зрители и актеры в этом спектакле сидят лицом к лицу друг к другу, на расстоянии вытянутой руки. Здесь нет никаких театральных эффектов и бутафории. Все предельно близко и ясно.

- Ромео Кастелуччи - очень известный титулованный режиссер. Но белорусам, наверное, спектакль «О концепции лика сына Божьего» покажется сложным…

- Кастелуччи - прелюбопытнейший режиссер. Прежде всего он художник-концептуалист, поэтому его постановка - это скорее перформанс. Но, действительно, действо на сцене - не для всех. Оно вызывает разные чувства - от слез до категорического неприятия.

- В прошлом году публика с восторгом приняла современную французскую хореографию. Что увидим на этот раз?

- Мы пригласили Польский театр танца, который представит два спектакля. Один из них, «Минус 2», поставил хореограф с мировым именем, обладатель многих престижных премий, самый молодой лауреат премии Израиля по искусству за всю ее историю Охад Нахарин. Он поднял на новую высоту искусство танца в Израиле и оказал влияние на развитие хореографии во многих других странах.

Паулина Вычиховска поставила спектакль «Дезерт» («Пустыня»), в котором попыталась посмотреть на сказку Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» глазами взрослого человека. Характеры героев и их взаимоотношения в ее интерпретации стали более сложными и неоднозначными.

ПРОГРАММА

В рамках проекта «Лучшие российские спектакли – номинанты и лауреаты премии «Золотая Маска» будут представлены три выдающиеся постановки:

  • музыкальный спектакль «Шербурские зонтики» Санкт-Петербургского театра «Карамболь» в постановке молодого режиссера Василия Бархатова, которого критики называют «надеждой современной оперной режиссуры»;
  • драматический спектакль «Ничья длится мгновение» Российского академического молодежного театра в постановке Миндаугаса Карбаускиса;
  • спектакль «Зажги мой огонь» Театра.doc, который быстро стал культовым в среде молодых театралов России.

Международная программа форума познакомит белорусского зрителя с творчеством лидера современного европейского театра – итальянского режиссера Ромео Кастелуччи, признанного во всем мире и отмеченного самыми престижными международными наградами. Современный польский театр будет представлен спектаклем «Персона. Мерилин» в постановке мэтра Кристиана Люпы и хореографическими спектаклями Познаньского театра танца. Увидят минчане и лучшие спектакли Литвы и Латвии 2010 года: например, спектакль «Мертвые души» Латвийского национального театра в постановке одного из самых ярких и востребованных современных российских режиссеров Кирилла Серебренникова, спектакли «На дне» и «Миранда» литовского режиссера Оскараса Коршуноваса, уже хорошо знакомого белорусским театралам. Русский театр Эстонии покажет в Минске премьерный спектакль «Одна летняя ночь в Швеции», посвященный великому кинорежиссеру Андрею Тарковскому.

Молодежная off-программа вынесет на суд публики работы молодых режиссеров из разных стран, представляющих различные театральные школы и традиции: белорус Игорь Петров покажет совместный белорусско-польский спектакль «Амазония», а француженка Полин Ренери – спектакль «Ребенку дают слабительное».

СПРАВКА

Организатор форума театрального искусства «ТЕАРТ» - Центр визуальных и исполнительских искусств. Генеральный партнер форума - ОАО «Белгазпромбанк» при поддержке Министерства культуры Республики Беларусь, Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска». Официальный партнёр связи – мобильный оператор life:). Официальный транспортный партнёр - компания «Европкар». Официальный партнер - ООО «Владпродимпорт». Информационные партнеры - ОНТ, «Аргументы и факты», «Unistar», TUT.by, OPEN.by.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно