8596

Растим ораторов. Как раскрепостить детей на публичных выступлениях

"Аргументы и факты" в Беларуси № 21 23/05/2017
Практика - лучшее средство.
Практика - лучшее средство. shutterstock.com

«Занятия по актерскому мастерству - это тренировка памяти, фантазии и внутренней свободы. Получив эти навыки, человек будет более уверенно и раскрепощенно чувствовать себя в обществе», - считает Сергей ЗДОРОНКОВ, актер, преподаватель киношколы-студии Андрея Полупанова.

В рамках проекта «ТеДДи - Трибуна для детей»* он провел экспресс-тренинг по актерскому мастерству для его участников, которым вскоре предстоит записать свое видеовыступление и донести до широкой публики свою позицию по проблемам, волнующим молодых людей.

Один из главных комплексов юных ораторов - закрепощение. Перед камерой или публикой они часто теряют естественность, от волнения забывают, что хотели сказать. Сергей Здоронков предложил детям несколько техник для решения этих проблем.

Без комплексов

- Есть очень хорошее упражнение, которое тренирует память, фантазию и раскрепощает. Доброволец отворачивается от других участников, которые в это время принимают какую-нибудь позу и замирают. Затем он должен обернуться и запомнить позу каждого, а потом снова отвернуться. В это время участники делают одно изменение в своей позе. В итоге доброволец должен отгадать, что же изменилось, и вернуть «скульптуру» в исходное положение, а в конце еще дать ёмкое название позе участников. Опыт показывает, что если сначала позы простенькие и «закрытые», то с каждым новым ходом игры они становятся все более открытыми, изощренными, смешными.

Хорошо раскрепощает, учит взаимодействию и такое упражнение: участники загадывают какое-то действие. Как только ведущий подходит к ним, они начинают его показывать. Например, кто-то изображает, что моет окно, кто-то «пишет SMS», друзьям, кто-то «занимается йогой». Ведущий должен догадаться, что делает человек, и присоединиться к нему. Все это - без слов!

Уменьшить стеснительность помогает упражнение «Зеркало». Оно проводится в паре. Один участник должен зеркально повторять движения своего партнера. Или можно поиграть в скульптора: «вылепить» из партнера скульптуру так, чтобы другие могли понять замысел. В паре можно выполнить и еще одно упражнение: внимательно разглядеть партнера, запомнить как можно больше деталей и, отвернувшись, описать внешность друг друга. Выполняя эти упражнения, дети тесно контактируют, что снимает комплексы в общении.

Это игровые формы раскрепощения, поэтому они будут интересны и в обычной жизни - на досуге с друзьями или в семье, - уверен эксперт.

Поиск смысла

- В речи, поведении и в жизни в целом важна осмысленность. Когда мы говорим, главное - не слова, а смыслы. А их можно передать разными способами, - продолжает Сергей Здоронков. - Для этого мы предлагаем детям следующее упражнение: разыграть сценку по собственному сюжету, где все слова заменить одним, совершенно нейтральным, например, «мяч», «снег», «пух» и так далее. Сначала это вводит всех в ступор. Но потом оказывается, что словом «мяч» можно передать удивление, раздражение, испуг и все другие состояния. Просто подключаются эмоции, мимика, тело - начинает работать другой язык.

Смысл нужно искать во всем. Поэтому у актеров принципиально иная методика работы с текстом, чем в школе, где дети учат стихи, запоминая рифмы. Чтобы передать смысл произведения, актеры разбирают его, подчеркивая главные слова. Детям мы предлагаем такое упражнение: описать ситуацию, проблему, которая их волнует, с помощью одних глаголов. Другие участники, услышав их, должны понять, о чем же хотел сказать человек. Поначалу это кажется невозможным, но на практике становится очевидным, что проблему можно описать буквально двумя словами. Более простой вариант - использовать одни существительные.

Когда доходишь до сути, становится понятно, что и как сказать, чтобы донести свой посыл. При этом пропадает страх забыть что-то во время выступления: главное всегда держится в памяти. Поэтому рекомендую делать такие упражнения всем детям, - советует Сергей Здоронков.

Зрительный контакт

О самых частых ошибках выступающих и способах их избежать рассказал «АиФ» тренер по ораторскому мастерству, консультант проекта «ТеДДи - трибуна для детей» Никита СМИРНОВ.

- Самые распространенные ошибки у детей во время выступления на публике - это недостаточное использование жестов, покачивание на сцене, отсутствие зрительного контакта. Этих ошибок можно избежать, если постоянно практиковаться на разных публичных мероприятиях, конференциях, а также дома.

- Многие дети зажаты на публике, и в итоге их выступления получаются монотонными. Можно ли «тренировать» эмоции? Как?

- Зажатость чаще всего возникает потому, что ребенок выступает в незнаком месте, перед незнакомыми людьми. От этого можно избавиться: ходить на тренинги по актерскому мастерству или практиковать упражнения на раскрепощение в своем классе, например. Очень помогают знакомство и общение с новыми людьми. Во время нового знакомства возникают ощущения, похожие на те, что мы испытываем во время выступления перед незнакомой аудиторией. Поэтому чем больше контактов, тем быстрее происходит адаптация.

- Как можно отучить выступающих «экать» между фразами, употреблять повторы?

- Есть очень эффективный способ: заменить «эканье» паузой. Хотите «экнуть»? Нет! Молчите, делайте паузу. Постарайтесь приучить себя к этому. Также необходимо учиться следить за собой. Хороший оратор - тот, кто постоянно отслеживает, анализирует и улучшает свои навыки публичного выступления. От «слов-паразитов» нужно избавляться точно также.

Домашнее задание

- Какие упражнения можно делать дома, чтобы тренировать свои ораторские навыки?

  • Упражнение №1: станьте перед зеркалом и начните рассказывать про свой вчерашний день. Рассказывая, следите за своими жестами: хорошо, когда они плавные, открытые, на уровне груди. Это поможет проанализировать, какие жесты наиболее гармоничны для вас.
  • Упражнение №2: описывайте любой предмет в течение нескольких дней. Например, «сковородка - это круглый предмет для жарки и тушения овощей, покрытый эмалью, с ручкой…» и так далее. Задача - описывать вещь, используя как можно большее количество слов, без «эканья» и повторов. С каждым разом описывать этот предмет будет проще. Затем переходите к следующем объекту. Это упражнение помогает развивать креативность, словарный запас, сделает речь насыщенной, красивой и структурной.
  • Упражнение №3: «Рассказ без буквы». Попробуйте рассказать любую сказку, не употребляя слов с какой-нибудь одной буквой, например, «Красную шапочку» без буквы «т». Если употребили слово с «запрещенной» буквой, начинайте сначала. Это упражнение хорошо подходит для небольшой компании, оно помогает развивать гибкость мышления и словарный запас.
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно