4588

Трибуна для детей. «АиФ» начинает спецпроект для молодого поколения

"Аргументы и факты" в Беларуси № 12 21/03/2017
Детям есть что сказать миру.
Детям есть что сказать миру. АиФ

Сегодня голоса младшего поколения практически не звучат в публичном пространстве. Но это не значит, что у детей и молодых людей нет своего взгляда на жизнь, мнения о развитии мира, собственного экспертного суждения. Просто их не учат риторике и формированию личной позиции. Проект ТеДДи (Трибуна для детей) намерен устранить эти пробелы.

Его цель – создать национальную, а впоследствии международную площадку для высказывания мнений и позиций детей и подростков. Итогом работы станет публичное видеовыступление юных спикеров. ТеДДи – совместный проект еженедельника «Аргументы и факты» в Беларуси, Республиканского общественного объединения «Белорусская Ассоциация клубов ЮНЕСКО», Представительства Детского фонда ООН в Республике Беларусь (ЮНИСЕФ).

Детям есть что сказать миру. Это показала предварительная работа над проектом. Первые его участники высказались о волнующих их проблемах и поделились мнением, как их решать. Вот некоторые из них.

Не давите

Матвей ЛЕЙЧЁНОК (14 лет) попытался сформулировать шесть проблем взаимоотношений подростков и общества.

- Главная проблема подростка, на мой взгляд, заключается в самой приставке «под». Посудите сами: слово «росток» всем понятно, но добавьте к нему вышеозначенную приставку - и его смысл сразу теряется. Приставка хорошо передает истинное отношение взрослых к нам – мы находимся под постоянным прессом.

Вместе с моими друзьями мы провели блиц-опрос родителей и учителей, в результате которого выяснили, что они желали бы видеть нас ответственными за свои решения, вежливыми, а главное – послушными. Мы также провели опрос среди молодых людей 14-16 лет и обнаружили, что половина опрошенных в трудной ситуации обратятся к друзьям, а не к родителям. По результатам опроса я попытался выделить основные проблемы взаимоотношений нас и взрослых:

  1. Отсутствие уважения. Родители и учителя могут унизить нас, оскорбить, причем иногда в присутствии посторонних. А это очень болезненно для нас.
  2. Чрезмерный контроль. Мы не можем получить той свободы в принятии решений, которой обладают взрослые.
  3. Система «двойных стандартов». Очень часто взрослые требуют от нас выполнения тех правил, которые постоянно нарушают сами.
  4. Отсутствие внимания. Иногда взрослые так заняты своими глобальными проблемами, что забывают о нас, тем самым заставляя искать себе замену. А замена не всегда может быть равноценной.
  5. Навешивание «ярлыков». Для нас очень важны самореализация, поиск своего места в обществе. Но взрослые очень часто навешивают на нас ярлык «неудачника», «трудного подростка» и тому подобное, и это не позволяет нам выйти на новый уровень развития. Когда в детей не верят, они сами теряют веру в себя. С этой проблемой дети очень часто сталкиваются в школе.
  6. Нет честных правил игры. Мы очень чувствительны к фальши. Врут нам - врем мы. Нам перестают верить, начинается контроль, ложь становится более изощренной, а близкие люди - врагами. Будьте честны с нами, и мы ответим вам тем же.

Мы – совершенно другой мир. Если посмотреть на нас с разных сторон, можно не только найти минусы, за которые нас так часто ругают, но и обрести много нового для себя. Стоит только завоевать наше доверие, как мы станем самыми верными друзьями взрослых. Любите нас, уважайте и принимайте такими, какие мы есть, и тогда вместе мы сможем изменить мир.

Где «лайки» от родителей?

Похожую мысль высказала и Ульяна СКОРОХОДКО (15 лет). Она предлагает взрослым задуматься, почему дети с головой уходят в соцсети.

- Мы очень часто слышим от взрослых: «Мы в вашем возрасте бегали во дворе, гоняли мяч, прыгали на скакалке.  А вы только и умеете что торчать в соцсетях». Но давайте будем честны. Взрослые сами предложили нам жить в таких условиях. Маленькими нас усаживали перед телевизором, чтобы мы молчали и не мешали работать или просто не докучали. И мы научились заменять живое общение картинкой. Потом телевизор заменили телефонами. При этом очень часто взрослые выражают недовольство нашими друзьями: «Чтобы я больше тебя с ним не видела»… И вот мы уже нечасто гуляем с друзьями, не отвлекаем родителей от их важных дел. Но у нас всегда есть выход - общение в Сети, которое позволяет копить «лайки» и увеличивать свою популярность. Сегодня быть популярным  - одна из наших жизненных ценностей. А соцсети способствуют популярности. Они позволяют расширить круг знакомых или найти друзей, если их нет у нас в реальной жизни. 

Раз уж взрослые считают проблемой то, что мы половину свободного времени собираем «лайки», давайте обсудим, как можно это изменить.

Ходите с нами в кино, не осуждайте наших друзей, разговаривайте с нами не только об оценках в школе, но и о более важных делах, вовлекайте нас в свои занятия и вовлекайтесь в то, чем занимаемся мы. Без чтения морали и нотаций. Передайте нам навык быть полезными для общества, научите нас использовать соцсети во благо. Сядьте рядом и покажите пример!

Будущее – за «ботаниками»!

12-летний Миша АНТОНЧЕНКО недавно создал YouTube-канал «Ботан и К», где будет делиться опытом учебы в радость. Ему есть что рассказать! У Миши весьма внушительный распорядок дня: он учит три иностранных языка - китайский, польский, английский, ходит в школу юного математика при мехмате БГУ, поет в школьном ансамбле, занимается рисованием и учится игре на гитаре. При этом у него много друзей и есть время поиграть с ними в футбол. Он готов объяснить, зачем так усердно учится. И уверен, что это могут делать многие, а не единицы – при правильном подходе.

- Вы спрашиваете, зачем так много занятий? Я люблю учиться, мне это интересно. Все эти знания необходимы в будущем для выбора профессии и для общего развития. Ведь через 5 лет, когда мне нужно будет делать выбор, возможно, появятся  профессии, о которых мы еще не знаем. Или люди будут иметь несколько профессий, на которые в течение жизни придется переучиваться. Поэтому мне бы хотелось, помимо этих знаний, получать еще различные навыки. Но как организовать правильное обучение, чтобы все успевать? Как сделать уроки быстро и качественно? Как работает наш мозг? Как мы запоминаем? Чтобы разобраться и поделиться своим опытом, я и создал канал, посвященный теме учебы.

Вообще, я считаю, что тренд нового времени – это дистанционное обучение. Это дает возможность получать дополнительные знания и организовать свой день: учебу, занятие спортом и пр. по собственному усмотрению. Школам пора об этом думать.

«Умная» мебель

Юлия СТЕФНЯК (15 лет) придумала уникальный проект – создавать «умную» мебель, приспособленную  под нужды людей с ограничениями. У девочки ДЦП, и она на собственном опыте знает, как это необходимо. Идея ее проекта - собирать прототип мебели, тестировать его, выкладывать чертежи и инструкции по сборке в открытый доступ. Например, Юля совместно с помощниками, которых она смогла вдохновить идеей,  уже сделали для людей с ДЦП душ, теперь работают над кухней... Они разрабатывают мебель, управляемую с телефона, которая может трансформироваться под нужды хозяина. Юля создала свой сайт, где можно найти подробности ее серьезной работы: domdobra.by. Она и ее семья мечтают о собственном производстве, потому что пока наши мебельные фабрики не работают для людей с особыми нуждами.  Девочка знает, как решить эту проблему:

- Было бы классно, если бы в проектировании, строительстве и приемке различных объектов безбарьерной среды участвовали  именно те, для кого это все делается, чтобы люди с какими-либо ограничениями могли высказать свои пожелания. Чтобы не для галочки все делалось, а для реальных людей.

Я хочу донести мысль, что, создавая безбарьерную среду, мы помогаем всем.  Удобные пандусы, низкие бордюры, трансформируемая мебель нужны пожилым, мамам с коляcками, детям. Безбарьерная среда должна быть без границ.

Молодое поколение! Если вам есть что сказать и показать миру, принимайте участие в проекте ТеДДи. Подробности - на https://www.belau.info/projects/teddi.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно