Когда в школах дети сталкиваются с унижением или попадают в конфликтные ситуации, проблемы, как правило, решают их родители совместно с классным руководителем или администрацией школы. В некоторых странах существует дополнительный механизм защиты детей – школьный омбудсмен, или уполномоченный по правам ребенка. Как он работает и нужен ли в белорусских школах?
Опыт - 10 лет
В РФ эксперимент по внедрению в школы омбудсменов длится уже более 10 лет. Рекордсменом стал Южный округ Москвы, где уполномоченные по правам детей появились практически во всех школах. В итоге в прошлом году Мосгордума предложила сделать эту должность штатной, признав эксперимент удачным. Однако дискуссии о необходимости этого института в российских школах продолжаются. Сторонники утверждают, что благодаря омбудсмену дети осваивают навыки защиты своих прав на практике, а не в теории, снижается напряженность в ученическом коллективе, а рассмотрение конфликтов происходит более объективно. Аргументы противников сводятся к тому, что дети могут злоупотреблять своими правами, жалуясь по любому поводу, что грамотный директор сам в состоянии решить любой конфликт и лишний «надзиратель» школе не нужен.
В российской модели школьный омбудсмен – не совсем независимое лицо. Как правило, его выбирают на эту должность из числа школьных психологов и социальных педагогов. Причем в их компетенцию входит защита не только прав детей, но и прав других участников образовательного процесса, например, педагогов. В голосовании за кандидатуру омбудсмена принимает участие вся школа, включая школьников и родителей. Срок его полномочий – 4 года. За свой труд омбудсмены получают прибавку к зарплате от управления образования. По данным Ассоциации уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ, чаще всего школьники жалуются местным омбудсменам на плохое питание в столовой, недостаточный или непрофессиональный уровень преподавания, большой объем домашнего задания, необъективные, с их точки зрения, нормы оценивания. А вот жалоб на жестокое и унизительное обращение, насилие не так много.
Шведская модель
Институт школьных омбудсменов хорошо развит в Швеции. Там это независимая организация. О подробностях ее деятельности «АиФ» рассказал омбудсмен шведской школы Vittra Джосимар БЛАНКО:
- В Швеции для защиты прав детей существует школьная инспекция. Помогает ей в работе независимая организация «Представители детей и школьников» (сокращенно BEO). Я являюсь ее членом. В отличие от инспекции, которая, как правило, разбирается в уже произошедших конфликтах, наша организация действует на опережение – помогает школам создать и соблюдать условия, в которых будут учтены все нужды детей и исключены оскорбительное отношение и насилие. То есть наша работа главным образом направлена на профилактику проблемных ситуаций. Моя роль состоит в мониторинге соблюдения прав школьников, анализе проблем на организационном уровне и консультировании администраций школ, как можно их избежать и решить. Но мы также имеем полномочия проводить собственные расследования по жалобам учеников и их родителей, в том числе - как они были рассмотрены администрацией и следует ли школа принятым обязательствам. Моя должность позволяет смотреть на ситуацию со стороны, и в этом ее преимущество.
Я считаю, что представитель школьников - очень важная роль, так как она служит повышению объективности учебного процесса, а также позволяет учесть мнения детей, которые лучше других знают свои нужды и могут предложить собственные решения.
Больше всего жалоб, с которыми сталкивается в своей работе Джосимар Бланко, связаны с оскорбительным, унизительным обращением с детьми и недовольством родителей тем, как эта проблема решается в школе.
- Мой анализ жалоб показывает, что в большинстве случаев ситуации не были тщательно исследованы и проанализированы администрацией школы, в связи с чем были приняты неправильные решения проблем. Каждая школа в Швеции должна иметь план профилактики буллинга (системного жестокого обращения). Но качество содержания и исполнения этих планов в школах разное. И одна из причин этого - отсутствие компетенции у школьной администрации. Мы помогаем составить реально работающий план, привлекая самих детей к его составлению. Мои наблюдения говорят о том, что конфликты и унижающее достоинство обращение чаще возникают там, где среда не приспособлена к различным потребностям учеников, в том числе имеющих психоневрологические и другие нарушения. Речь идет о том, что называется инклюзией. В школах, где не стараются создать условия для инклюзии, проблем с недостойным обращением и унижением больше, - говорит эксперт.
Белорусский вопрос
Нужен ли в нашей стране такой институт? По мнению координатора программной деятельности по защите прав детей Представительства Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь Александра КАРАНКЕВИЧА, это очень хорошая инициатива, которую стоит распространить и в Беларуси.
- Задачи школьного уполномоченного очень близки к задачам уполномоченного по правам ребенка на уровне страны либо региона. Это защита и содействие реализации прав учащихся в учреждении образования, разрешение конфликтных ситуаций, выражение интересов детей перед администрацией, правовое просвещение. ЮНИСЕФ на протяжении ряда лет ведет с правительством Беларуси разговор о создании в стране института уполномоченного по правам ребенка на национальном либо региональном уровне. В своих заключительных замечаниях Комитет ООН по правам ребенка рекомендовал нашей стране создать в стране независимый (вневедомственный) механизм мониторинга положения детей и защиты их прав. Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004-2010 годы предусматривал организацию мер по введению института уполномоченного по правам ребенка. Но до сих его в стране нет.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть