Многие помнят знаменитый эпизод из фильма Леонида Гайдая: абитуриент ради поступления в вуз прячет наушник под бинтом на якобы больном ухе.
Как показывает практика, этот прием до сих пор используется: в период сдачи экзаменов в вузах в наших больницах отмечается приток молодых людей с застрявшими в ушах микронаушниками. Меняются технологии, но не сознание. Стоит ли высшее образование этих ухищрений? Есть ли прямая зависимость уровня доходов и жизни от степени образования в нашей стране? Попробуем проанализировать факты.
Беларусь - в пятерке стран - лидеров по количеству студентов на душу населения, хотя с каждым годом эта цифра уменьшается. В 2014 году студентами стали свыше 63 тыс. человек, что на 5 тыс. (на 8%) меньше, чем в 2013 году. По данным Белстата, если в 2010 году у нас было 467 студентов и выпускников вузов на 10 000 населения, то в 2014 году - только 383, или 363 тыс. студентов в реальном количестве. Причем за счет бюджетных средств обучаются только 38% из них. То есть значительно больше половины будущих выпускников вузов платят за свое обучение, ожидая определенной отдачи.
КОГО ВЫПУСКАЕМ |
В 2014 году белорусские вузы выпустили: 43% – экономистов и юристов; |
По данным международных исследований и эмпирических наблюдений, зависимость между уровнем образования и уровнем дохода, без сомнения, существует. По данным аналитического доклада Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)*, в среднем относительные доходы взрослых с высшим образованием в развитых странах в 1,5 раза выше, чем у людей со средним образованием. В Беларуси сложно вычислить эту зависимость, потому что вопрос о степени образования не отражен в статистике обследования доходов домашних хозяйств (у нас почему-то достаток соизмеряют с количеством членов семьи, в том числе детей, а не с уровнем образования). Однако можно утверждать, что процент безработных с высшим образованием в Беларуси гораздо ниже по сравнению с долей населения с более низким уровнем образования. Он достаточно стабилен – на уровне10-11%. Правда, по сравнению со странами ОЭСР, где этот показатель составляет около 5%, у нас он выше в два раза. Кроме того, если проследить динамику безработицы по другим категориям, то эта цифра тоже выглядит не очень убедительно. Например, она не падает - в отличие от показателя безработицы среди людей со средним специальным образованием. Если в 2005 году среди таких людей были 18% безработных, то в 2014 г. - только 13%. Даже в отношении людей с общим средним образованием ситуация улучшилась: в 2005 году они составляли 40% безработных, а в 2014 году - 33%. Получается, для них ситуация на рынке труда улучшилась, а для людей с высшим образованием осталась прежней (см. таблицу). В целом доля лиц с высшим образованием (до 64 лет) в Беларуси достигает 23%. Но доля тех, кто имеет доходы выше 6 млн в месяц, – только 9% (данные за первый квартал 2015 года).
Качество жизни
Но, помимо размера дохода, высшее образование обеспечивает иное качество жизни. Так, по данным вышеупомянутого доклада, чем выше образование взрослых, тем меньше вероятность того, что они будут страдать ожирением и курить, по сравнению с теми, у кого уровень образования более низкий (для справки: доля населения Беларуси, страдающего ожирением, за последние 15 лет увеличилась в 2,1 раза, а доля курящего населения составила 24%, что стало наименьшим значением этого показателя за последние 15 лет). А американские ученые утверждают, что наличие диплома влияет и на брачные отношения. Так, по данным исследований ученого Калифорнийского университета Шелли Лундерберг, самыми убежденными сторонниками гражданских браков в США оказались самые необразованные жители страны. Если среди выпускников колледжей доля зарегистрированных браков стабильна на протяжении последних 60 лет, то среди людей со средним образованием она значительно снизилась. 65% женщин со средним образованием и ниже в США рождают детей вне брака, среди женщин с высшим образованием этот показатель - на уровне 18%. (Для справки: доля детей, рожденных вне брака, в Беларуси снижается: с 24% в 2004 году до 16% в 2014 г.).
В целом же цель образования - не знание фактов, а знание смыслов. Но много ли людей ведут осмысленную жизнь?
*Международная экономическая организация развитых стран, куда входят в том числе признанные лидеры по национальным системам высшего образования, такие как Канада, Швейцария, Дания, Сингапур, Австралия и пр.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть