Об этом вспоминает Юрий ФРУМКИН, бывший ведущий научный сотрудник королёвского ОКБ-1 (ныне РКК «Энергия»).
- Легенды о том, что до Гагарина в космосе кто-то побывал и остался там навсегда (или сгорел при старте), в ходу до сих пор. Иногда предположения основываются на анализе фактов, заслуживающих доверия, в том числе на данных американских станций слежения. Вот некоторые. 9 марта 1961 г. с Байконура был выведен спутник, который скоро сошёл с орбиты. При этом станции слежения принимали радиосигналы засекреченной голосовой связи - как с Земли на борт аппарата, так и с аппарата на Землю. А жители восточных районов СССР, оказавшиеся близко от места приземления, видели спускавшегося на парашюте человека в скафандре, причём после приземления он не встал с земли. И какие-то люди, прилетевшие следом, унесли его в вертолёт. Официальных сообщений не было. Что должны были подумать очевидцы?
А произошло вот что. Прежде чем принять решение о полёте Гагарина, Королёв отработал 5 запусков корабля-спутника без экипажа. Кроме всего прочего проверялась надёжность работы переговорной радиолинии. Записанная на плёнку магнитофона информация передавалась с борта наземному оператору. Эту голосовую связь и фиксировали американские станции слежения. А в двух последних из этих пяти запусков в кресле космонавта находился манекен. Монтажники ОКБ-1 называли его «прибор Иван Иваныч». Манекен был в скафандре и так же, как будущий космонавт, катапультировался вместе с креслом. Его-то и приняли за человека, не вставшего с земли.
24 октября 1960 г. на Байконуре произошла страшная авария. Погибли более 100 человек, в том числе главнокомандующий РВСН Неделин. О случившемся официально не сообщалось, что породило слухи о гибели космического экипажа при запуске. На самом деле катастрофа случилась с межконтинентальной баллистической ракетой Р-16. Она создавалась для военных целей, и вся эта история не имела никакого отношения ни к Королёву, ни к проходившим в то время испытаниям беспилотного корабля «Восток». За всю историю пилотируемых полётов произошло 5 катастроф, когда погибли люди. 27 января 1967 г. при проведении в США наземных испытаний корабля «Аполлон», предназначенного для полёта к Луне, в герметичной кабине начался пожар, погибли три астронавта. В том же году при возвращении на Землю разбился Владимир Комаров: на заданной высоте не раскрылись парашюты. В 1971 г. из-за аварийной разгерметизации спускаемого аппарата погибли Г. Добровольский, В. Волков и В. Пацаев. Ещё две катастрофы случились с американскими шаттлами - в 1986 и 2003 гг.
Число жертв насчитывает 21 человека - 17 астронавтов и 4 советских космонавтов. Эти люди - представители всего человечества, а их гибель - трагедия мировой космонавтики.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть