5021

​Житель Израиля: «Тут даже родители не могут просто так войти в школу»

"Аргументы и факты" в Беларуси № 20. Великие руины 18/05/2021

10 мая – ракетный обстрел Израиля. 11 мая – вооруженное нападение на школу в Казани. Как защитить детей от насилия и агрессии? О правилах безопасности говорим  с отцом детей 15, 10 и 8 лет, жителем пригорода Тель-Авива Игорем РУБИНШТЕЙНОМ.

- Это второй раз, когда сирены воздушной тревоги застали моих детей дома. Дети реагируют по-разному. Старшая девочка всё прекрасно понимает. Во время обстрела переписывалась с подружками, обменивалась впечатлениями, что происходит внутри комнаты, что - снаружи. А для младших это было необычное переживание. Долго не могли уснуть. Зато утром узнали, что не нужно идти в школу, и  возрадовались.

Мой опыт не уникален, как и опыт моих детей. Практически любой житель Ближнего Востока открыт к попаданию в такого рода ситуации.

Я стараюсь не влезать в политику, но говорю детям, что есть какие-то плохие дяди или тёти, которые хотят помешать им жить. Есть некая ситуация, в которой ребенок  должен знать ряд технических моментов.

ЗАЩИЩЁННОЕ ПРОСТРАНСТВО

- Все дети в Израиле знают, что такое «мамад», «защищенная комната». Это помещение со стенами из армированного бетона,  металлической оконной рамой и специальной системой вентиляции на случай химической атаки. Новые квартиры не строятся без этого. В моем доме тоже есть такая комната, она называется «кабинетом», я в ней работаю.

В старых домах, где нет мамада, дети знают, что во время обстрелов нужно выходить на лестницу, там есть бетонные «пояса». Если нельзя  выйти на лестницу, надо стоять в проеме двери.

Часто в старых районах Израиля  во дворе есть убежище на несколько домов. Замки на вай-фае, открываются одним нажатием кнопки. Но, если вдруг связи нет, приезжает на мотоцикле служащий мэрии и ключом открывает двери.

Если специальные службы предписывают провести ночь в убежище или защищенной комнате, то никто с этим не спорит. Для моих детей это даже кайф – спать не у себя, а в папином кабинете на раскладушке. 10 мая дочки  помогли подготовить комнату, принесли себе воду,  нам с женой - вино, притащили свои девайсы, зарядки, всё так красиво расставили. Для них это такая «Зарница».

Фото: Из личного архива

 

ФАКТОР СДЕРЖИВАНИЯ

- На днях общался со знакомым, который живет в Казани, как раз недалеко от гимназии, где 11 мая была стрельба. Он меня убеждал, что охранник в школе – туфта. Он первым получает пулю. А я говорю, что охранник у входа – это фактор сдерживания. Например, замки на велосипеды ставят не от преступников. Человек, который ворует велосипеды, взломает любые замки, у него есть все приспособления. Замки на велосипеды вешают от хороших людей. Понравится хорошему человеку велосипед, но он его не возьмет – там замок. Не станет возиться.

То же самое с охранником.

В 1974 году произошло самое массовое убийство в израильской школе. Погибли 25 человек. С тех пор система охраны очень изменилась. Например, детские сады и школы в Израиле выглядят не как привычные нам с советских времен типовые «коробки» яркого цвета – здесь это прежде всего забор и будка с охранником. Не дает стопроцентной гарантии безопасности, но от "хороших" людей защищает.

Есть обязательные правила поведения внутри школы. Например, если у ребенка заболел живот, он идет в секретариат, оттуда звонит родителям. Ты приходишь за ребенком, охранник проверяет документы, сверяется с секретариатом, только потом тебе отдают ребенка. То есть нельзя просто так взять и прийти в школу. Я там в последний раз был 1 сентября.

В каждой школе  есть служба «скорой психологической помощи», и израильские дети в целом очень хорошо относятся к психологам и настроены на диалог.

ВЫПОЛНЕНИЕ ПРЕДПИСАНИЙ

- Есть некие предписываемые физические действия. Например, если ты находишься во время обстрела на открытой местности, надо залечь.  23 года назад это спасло мне жизнь. Я тогда выбрался с друзьями выпить пива в центре Иерусалима на улице Бен-Иегуды, и в это время три террориста-смертника с разницей в минуту подорвали себя в трех разных частях улицы. Я был в средней. Тот человек находился в нескольких метрах от меня. Как только мы услышали первый взрыв, сразу легли на землю. Такое предписание. Те, кто так сделал, выжили во время второго, «среднего» взрыва…

К сожалению, меры безопасности чаще всего реактивные. В любых странах мы учимся после трагедии. Невозможно на каждый случай придумать инструкцию, но есть общие указания, которые где-то даже заложены в нас природой.

Я хочу посоветовать разговаривать с детьми обо всем. Насилие есть факт жизни, и первый шаг к снижению риска пострадать от насилия – не скрывать от детей, что это происходит. Говорю детям, что есть конфликт, который не ими начат, но они - его часть, справедливо это или нет. Не потому что они плохие или хорошие, а просто - такая данность.

«ОДНА МИНУТА НА ТО, ЧТОБЫ ВЫЙТИ ИЗ КЛАССА»

Екатерина, учитель английского языка, г. Омер, Израиль:

- В школах Израиля проводятся учения для учителей и школьников на случай ракетных обстрелов и землетрясения. В течение одной минуты надо выйти из класса и пройти в бомбоубежище. Каждый ребёнок знает, из какого класса куда бежать. При землетрясении держаться дальше от окон, не использовать лифты, быстро выйти на открытое место на улице, подальше от домов. Лечь под парту, если выйти нельзя.

В школах и детских садах обязательная охрана на случай проникновения вооруженных посторонних. В детских садах – «тревожные кнопки». Родители и школа не платят за охрану – это входит в бюджет городских муниципалитетов.

В школах обязательно наличие дефибриллятора и препарата, предупреждающего развитие анафилактического шока.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно