Минск не может бесконечно уплотняться и расширяться, поэтому несколько лет назад было принято решение о развитии городов-спутников. По задумке пригородные населенные пункты должны спасти столицу и другие крупные города от перенасыщения людьми и автомобилями. Как реализуется программа развития городов-спутников сегодня? На что властям необходимо обратить особое внимание, по мнению жителей малых населенных пунктов? Разобрался «АиФ».
УКАЗ
Несмотря на то что разговоры о развитии городов-спутников велись уже долгое время, соответствующий указ №13 был подписан только в январе нынешнего года. Президент Беларуси утвердил схемы комплексной территориальной организации областей и генеральные планы города-спутника Бреста - Жабинки, города-спутника Гродно - Скиделя, а также городов-спутников Минска - Дзержинска, Заславля, Логойска, Руденска, Смолевичей и Фаниполя.
В схемах учтены особенности каждой области, определены приоритеты социально-экономического развития отдельных территорий, инженерно-технической и транспортной инфраструктуры, предусмотрены создание оптимальной системы особо охраняемых природных территорий республиканского и местного значений и развитие туризма.
ВРЕМЯ - ДЕНЬГИ
26-летняя жительница Дзержинска Ольга работает в Минске. 5 дней в неделю девушка добирается до столицы и обратно на электричке. Ежедневно на дорогу она тратит около трех часов с учетом пути от дома до станции «Дзержинск» и от вокзала в Минске до рабочего места. Ольга считает, что ей еще повезло: железнодорожная станция в родном городе расположена неподалеку от дома, а офис в Минске находится около метро. Ее знакомым иногда приходится проводить в пути до пяти часов в сутки. При этом, если электричка не приехала по расписанию, считай - опоздал на работу.
- В столице устроилась в студию интерьерной печати, - рассказывает Ольга. - В родном городе, к сожалению, не нашла работу в этой сфере деятельности.
Жительница Дзержинска считает, что в райцентре пока нет должной инфраструктуры и условий для того, чтобы принять несколько тысяч минчан. Утром и вечером электрички переполнены, маршрутки ходят чаще, но вмещают меньшее количество людей, а проезд в них стоит дороже - 5 рублей за поездку туда-обратно. Пригородный электропоезд - самый экономный вариант поездки в столицу и обратно. Поездка в обе стороны стоит около 1,2 рубля, а месячный проездной - чуть больше 20 рублей.
У жительницы Дзержинска Натальи, которая работает в минском офисе крупной международной компании, подобных проблем нет: девушка добирается до рабочего места на личном автомобиле. По ее словам, путь от дома до работы и обратно, с учетом столичных пробок на дорогах, занимает около полутора часов, но на бензин Наталья ежемесячно тратит до 250 рублей.
Наталья довольна своим социальным положением и обращает внимание, что работу на схожей позиции с аналогичной зарплатой в родном городе она бы не нашла. При этом, по словам Натальи, если бы это было возможно, то она осталась бы работать в Дзержинске.
А вот 32-летний Александр, который живет и работает в райцентре, полностью доволен нынешним статусом. Тем не менее он сетует на то, что в Дзержинске мало возможностей для досуга. Один кинотеатр, Дом культуры, городской парк и несколько кафе - явно недостаточно для города-спутника с населением более 25 тыс. человек. За развлечениями Александру приходится ездить в Минск: «Если бы я был на пенсии, возможно, меня бы здесь все устраивало, а так…»
Также молодой человек предполагает, что цены на жилье в райцентре доступнее, чем в Минске, однако в случае переселения части минчан в Дзержинск могут возникнуть проблемы с устройством детей в детские сады и школы. Мест в них сейчас не всегда хватает даже жителям райцентра.
Возможно, по мнению молодого человека, возникнут проблемы с медицинским обслуживанием в связи с отсутствием в местной поликлинике некоторых узких специалистов. Поэтому за медпомощью все равно придется обращаться в столицу.
ПЕРВОПРОХОДЦЫ
Первыми среди городов-спутников Минска будут развиваться Смолевичи и Руденск. На это будут выделяться средства Миноблисполкома и Мингорисполкома. Как отметил заместитель председателя комитета по архитектуре и строительству Миноблисполкома - главный архитектор Минской области Александр ВОЛОВИЧ, города-спутники будут иметь меньший масштаб, но более привлекательную архитектуру малоэтажных домов, более высокий уровень озеленения и благоустройства, а также социального комфорта, будут развиты соответствующие социальная и транспортная инфраструктуры.
Планируется, что к 2020 году население Смолевичей достигнет 23 тыс., Руденска - 20,8 тыс. человек. К 2030 году эти значения увеличатся соответственно до 30 тыс. и 80 тыс. Сегодня в Смолевичах проживают 15,6 тыс. жителей, в Руденске - 11,5 тыс.
Развитие Смолевичей будет тесно связано с работой Китайско-белорусского индустриального парка, первая очередь которого создаст около 25 тыс. рабочих мест. Заславль и Логойск перспективны для развития туризма. В первый из Минска также могут перевести ряд средних и высших учебных заведений в сфере культуры. Фаниполь и Дзержинск могут служить распределительными транспортно-логистическими узлами, а также выполнять функцию центров размещения промышленных предприятий, в том числе предложенных к вынесению из столицы. Эти же города могут стать центрами развития маркетинговой политики и презентационных функций. Речь идет об организации экспозиционных пространств, проведении промышленных выставок-ярмарок, стимулировании делового туризма.
Однако развивать спутники Минска начнут точно не в нынешнем году. «Мы сейчас разрабатываем государственную программу по развитию городов-спутников. В течение трех месяцев доработаем и утвердим ее. Это будет пошаговая стратегия развития», - отметил заместитель премьер-министра Анатолий КАЛИНИН.
Поэтому в ближайшее время строить жилье и налаживать инфраструктуру будут только в Жабинке и Скиделе.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть