3680

Жить в пригороде - работать в столице. Это действительно удобно?

"Аргументы и факты" в Беларуси № 39 27/09/2016
Люди в дороге на работу и обратно проводят 5 часов. Фрагмент картины «Сцена в электричке».
Люди в дороге на работу и обратно проводят 5 часов. Фрагмент картины «Сцена в электричке». / А. Дейнека / АиФ

Минск не может бесконечно уплотняться и расширяться, поэтому несколько лет назад было принято решение о развитии городов-спутников. По задумке пригородные населенные пункты должны спасти столицу и другие крупные города от перенасыщения людьми и автомобилями. Как реализуется программа развития городов-спутников сегодня? На что властям необходимо обратить особое внимание, по мнению жителей малых населенных пунктов? Разобрался «АиФ».

УКАЗ

Несмотря на то что разговоры о развитии городов-спутников велись уже долгое время, соответствующий указ №13 был подписан только в январе нынешнего года. Президент Беларуси утвердил схемы комплексной территориальной организации областей и генеральные планы города-спутника Бреста - Жабинки, города-спутника Гродно - Скиделя, а также городов-спутников Минска - Дзержинска, Заславля, Логойска, Руденска, Смолевичей и Фаниполя.

В схемах учтены особенности каждой области, определены приоритеты социально-экономического развития отдельных территорий, инженерно-технической и транспортной инфраструктуры, предусмотрены создание оптимальной системы особо охраняемых природных территорий республиканского и местного значений и развитие туризма.

ВРЕМЯ - ДЕНЬГИ

26-летняя жительница Дзержинска Ольга работает в Минске. 5 дней в неделю девушка добирается до столицы и обратно на электричке. Ежедневно на дорогу она тратит около трех часов с учетом пути от дома до станции «Дзержинск» и от вокзала в Минске до рабочего места. Ольга считает, что ей еще повезло: железнодорожная станция в родном городе расположена неподалеку от дома, а офис в Минске находится около метро. Ее знакомым иногда приходится проводить в пути до пяти часов в сутки. При этом, если электричка не приехала по расписанию, считай - опоздал на работу.

- В столице устроилась в студию интерьерной печати, - рассказывает Ольга. - В родном городе, к сожалению, не нашла работу в этой сфере деятельности.

Жительница Дзержинска считает, что в райцентре пока нет должной инфраструктуры и условий для того, чтобы принять несколько тысяч минчан. Утром и вечером электрички переполнены, маршрутки ходят чаще, но вмещают меньшее количество людей, а проезд в них стоит дороже - 5 рублей за поездку туда-обратно. Пригородный электропоезд - самый экономный вариант поездки в столицу и обратно. Поездка в обе стороны стоит около 1,2 рубля, а месячный проездной - чуть больше 20 рублей.

Собеседница «АиФ» высказала мнение, что необходимо уменьшить интервал движения пригородных поездов хотя бы до 30 минут, а также увеличить количество автобусов, забирающих людей со станции в Дзержинске. Это решило бы львиную долю проблем тех, кто живет в пригороде, а работает в столице.

У жительницы Дзержинска Натальи, которая работает в минском офисе крупной международной компании, подобных проблем нет: девушка добирается до рабочего места на личном автомобиле. По ее словам, путь от дома до работы и обратно, с учетом столичных пробок на дорогах, занимает около полутора часов, но на бензин Наталья ежемесячно тратит до 250 рублей.

Наталья довольна своим социальным положением и обращает внимание, что работу на схожей позиции с аналогичной зарплатой в родном городе она бы не нашла. При этом, по словам Натальи, если бы это было возможно, то она осталась бы работать в Дзержинске.

А вот 32-летний Александр, который живет и работает в райцентре, полностью доволен нынешним статусом. Тем не менее он сетует на то, что в Дзержинске мало возможностей для досуга. Один кинотеатр, Дом культуры, городской парк и несколько кафе - явно недостаточно для города-спутника с населением более 25 тыс. человек. За развлечениями Александру приходится ездить в Минск: «Если бы я был на пенсии, возможно, меня бы здесь все устраивало, а так…»

Также молодой человек предполагает, что цены на жилье в райцентре доступнее, чем в Минске, однако в случае переселения части минчан в Дзержинск могут возникнуть проблемы с устройством детей в детские сады и школы. Мест в них сейчас не всегда хватает даже жителям райцентра.

Возможно, по мнению молодого человека, возникнут проблемы с медицинским обслуживанием в связи с отсутствием в местной поликлинике некоторых узких специалистов. Поэтому за медпомощью все равно придется обращаться в столицу.

ПЕРВОПРОХОДЦЫ

Первыми среди городов-спутников Минска будут развиваться Смолевичи и Руденск. На это будут выделяться средства Миноблисполкома и Мингорисполкома. Как отметил заместитель председателя комитета по архитектуре и строительству Миноблисполкома - главный архитектор Минской области Александр ВОЛОВИЧ, города-спутники будут иметь меньший масштаб, но более привлекательную архитектуру малоэтажных домов, более высокий уровень озеленения и благоустройства, а также социального комфорта, будут развиты соответствующие социальная и транспортная инфраструктуры.

Планируется, что к 2020 году население Смолевичей достигнет 23 тыс., Руденска - 20,8 тыс. человек. К 2030 году эти значения увеличатся соответственно до 30 тыс. и 80 тыс. Сегодня в Смолевичах проживают 15,6 тыс. жителей, в Руденске - 11,5 тыс.

Развитие Смолевичей будет тесно связано с работой Китайско-белорусского индустриального парка, первая очередь которого создаст около 25 тыс. рабочих мест. Заславль и Логойск перспективны для развития туризма. В первый из Минска также могут перевести ряд средних и высших учебных заведений в сфере культуры. Фаниполь и Дзержинск могут служить распределительными транспортно-логистическими узлами, а также выполнять функцию центров размещения промышленных предприятий, в том числе предложенных к вынесению из столицы. Эти же города могут стать центрами развития маркетинговой политики и презентационных функций. Речь идет об организации экспозиционных пространств, проведении промышленных выставок-ярмарок, стимулировании делового туризма.

Однако развивать спутники Минска начнут точно не в нынешнем году. «Мы сейчас разрабатываем государственную программу по развитию городов-спутников. В течение трех месяцев доработаем и утвердим ее. Это будет пошаговая стратегия развития», - отметил заместитель премьер-министра Анатолий КАЛИНИН.

Поэтому в ближайшее время строить жилье и налаживать инфраструктуру будут только в Жабинке и Скиделе.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно