4693

Запретная Ёлка. Как меняли Вифлеемскую звезду на Кремлевскую

№ 52 от 23 декабря 2014 года 23/12/2014

52-11-2Комсвятки

Стирать память о чудесном празднике в СССР пытались разными способами. Одним из них стало альтернативное комсомольское рождество. Как пишет исследователь темы, профессор Елена ДУШЕЧКИНА, в 1922 году была проведена кампания по преобразованию дня Рождества Христова в «комсомольское рождество», или «комсвятки». Комсомольские ячейки должны были организовать празднование «комсвяток» 25 декабря по новому стилю, которое объявлялось нерабочим днем. На таком «рождестве» читали доклады, разоблачавшие «экономические корни» рождественских праздников, инсценировали политические сатиры, организовали уличные шествия-карнавалы, участники которых рядились в костюмы Колчака, кулака, нэпмана,  языческих богов, рождественского гуся, в клубах, школах и в детдомах проводились «комсомольские елки». Но тем не менее Рождество никто не отменял, и многие продолжали его отмечать.

Пятидневная неделя

Главный удар по Рождеству был нанесен в конце 20-х годов. Постановлением Совета народных комиссаров от 24 сентября 1929 года «О рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную производственную неделю» религиозные праздники были отменены. Воспрещалось работать только в день памяти 9 января 1905 года и  памяти  В.И.  Ленина (22 января); дни Интернационала (1 и 2 мая) и дни годовщины Октябрьской революции (7 и 8 ноября). «В день Нового Года и в дни всех религиозных праздников (бывших особых дней отдыха) работа  производится на общих основаниях», - говорилось в постановлении. Этот же документ  провозгласил  пятидневную рабочую неделю (четыре дня работы и один день отдыха).

С этого времени власти стали вести планомерную борьбу с основными атрибутами религиозного праздника, и более всего досталось… елке.

КСТАТИ
24 января 1918 г. Совет народных комиссаров принял «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря». В результате Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января.

«Детские журналы осуждали и высмеивали детей, мечтающих о елке: «Религиозность ребят начинается именно с елки...» Каких только обвинений не выдвигалось в эти годы против елки! «Милая елочка» - это «дикарский обычай»; орудие в руках церковников и сектантов «для завлечения детей трудящихся в сети классовых врагов»;  «вырубая лес на такое глупое дело, как устройство елок, мы уменьшаем его общее количество...» и т.д. В предновогодние вечера по улицам ходили дежурные и вглядывались в окна квартир: не светятся ли где-нибудь огни елок. Э.Г. Герштейн, работавшая в начале 1930-х гг. в ЦК профсоюза работников просвещения, вспоминает, как ей дали общественное поручение, состоящее в выслеживании людей, устраивающих елки. В школах вместо праздников елки стали проводиться «антирождественские вечера», на которых инсценировались высмеивающие попов и церковь пьески, пелись антирелигиозные сатирические куплеты...» - пишет в своих исследованиях Е. Душечкина.

Реанимация с другим акцентом

И вот в разгар этой борьбы в главной газете страны «Правде» 28 декабря 1935 года выходит статья кандидата в члены Политбюро ЦК ВКП(б) Павла Постышева (расстрелян в 1939 году) «Давайте организуем к Новому Году детям хорошую елку!».

«В дореволюционное время буржуазия всегда устраивала на Новый Год своим детям елку. Дети рабочих с завистью посматривали через окно на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец... Итак, давайте организуем веселую встречу Нового Года для детей, устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах!» - было написано в статье.

И уже через год «елку» стали праздновать в самом Кремле. Как говорят исследователи, партийное руководство  таким образом пыталось скрасить ужас 30-х годов, когда сотни тысяч детей становились сиротами в результате политрепрессий и раскулачивания, а народ был измучен голодом и прочими последствиями диктатуры пролетариата. Новогодняя елка должна была стать символом радостного и счастливого детства в Стране советов. Но была здесь и еще одна причина: Новый Год окончательно должен был стать главным праздником страны, вытеснив любое упоминание о Рождестве. Для этого и нужно-то было просто поменять некоторые символы: рождественскую звезду заменили  революционной - красной пятиконечной, рождественские лампадки и свечки -  электрическими фонариками, колокольный звон - игрушечными колокольчиками на елке…

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно