31526

Яркая социальная реклама с недвусмысленным подтекстом взбудоражила Францию

Креативные авторы рекламы ярко подметили незаметный нюанс многих последних ухищрений табачных производителей. Их суть - в использовании не прямой банальной рекламы сигарет, а продвижения самого действия курения в среду молодежи через скрытые и более эффективные механизмы коммуникаций. Это продактплейсмент (неявное использование брендов табака в киноиндустрии, шоу-бизнесе и т.д.), лайфплейсмент (популяризация образа жизни с табаком в массовой культуре, в СМИ), а также различные, так называемые, эффекты «запрета» и «привыкания» (внедрение в индустрию моды антитабачной символики с целью «замывания» акцента опасности курения среди молодых). Мало того, именно крупные табачные компании сейчас, как никогда, активны в своих акциях «социальной ответственности» (а точнее -- социальной безответственности), направленных на детей и молодежь. Словом, их циничные, на взгляд авторов данной нашумевшей социальной рекламы, действия по использованию сознания молодых должны быть правильно и честно проиллюстрированы.

Социальная реклама — дело хорошее; но порой даже самое благое начинание можно перевернуть с ног на голову. Французские рекламщики так далеко зашли в воплощении своего художественного замысла, что «огребли» сразу несколько обвинений — в пропаганде педофилии, аморальности и даже распространении порнографии. А ведь всего-то хотели отучить подростков от курения...

Впрочем, способ для этого они избрали весьма оригинальный. Плакаты, которые должны появивиться на улицах Франции на этой неделе, содержат вполне прозрачное сравнение подросткового курения с актом орального секса. На переднем плане спиной к «зрителю» изображён явно взрослый мужчина, который рукой наклоняет голову подростка (мальчика или девочки — имеются два варианта) к своей паховой области. Во рту подростка — сигарета, рекламный слоган гласит: «Курение делает тебя рабом табака». Прямо скажем, словесное сопровождение явно не отличается такой же дерзостью, как картинка — но и этого, конечно, было достаточно, чтобы вызвать общественное возмущение.

«Реклама не просто пропагандирует сексуальное насилие над подростками, она ещё и перекладывает вину за это насилие на жертву», — сотни подобных комментариев в считанные часы появились на официальном сайте французской Ассоциации защиты прав некурящих, которая и выступила инициатором кампании.

Авторы рекламы, в свою очередь, признают, что их творение должно было шокировать публику, однако никакой пропаганды неправомерных действий в ней, естественно, не подразумевалось. В ближайшие дни плакаты должны заполонить французские газеты, а также «места массового скопления молодёжи» (в частности, бары), и вот тогда о действенности и пропагандистском содержании рекламы можно будет судить по реальным результатам.

— Реклама рассчитана на молодых людей, для которых сигарета стала символом независимости и свободы. Они должны понять, что на самом деле никотин делает их ещё более зависимыми, даже рабами, — заявил официальный представитель Ассоциации защиты прав некурящих.

Он также напомнил, что, несмотря на запрет курения в барах и ресторанах, число молодых курильщиков во Франции продолжает расти. При этом, по данным Министерства здравоохранения страны, табачная зависимость остаётся основной причиной смертей, которых можно было бы избежать — в том числе от рака. Однако на молодёжь увещевания о здоровье не действуют, уверены в Ассоциации, поэтому надо искать боле провокативные пути к подростковому сознанию.

— На сколько мне известно, оральный секс не ведёт к развитию рака, — отпарировала активист движения за женскую независимость Антуанетта Фуке, отвечая на просьбу газеты «Ле Паризьен» прокомментировать скандальную рекламу. 
Фуке, впрочем, сомневается в эффективности подобной «шоковой терапии», как и многие другие правозащитники Франции.

Кстати

До сих пор самой радикальной мерой по борьбе с курением считалась обязательная «маркировка» сигаретных пачек страшными картинками с изображением болезней. В некоторых странах Европы, а также в Латинской Америке и Азии на пачках сигарет появились фото человеческих лёгких, мозга, языка и других органов, поражённых различными заболеваниями, вызванными курением. По замыслу законотворцев, визуализация и натуралистичные анатомические подробности возымеют гораздо больше эффекта, чем простые словесные предупреждения. Однако пока обнадёживающей статистики о результатах такой кампании не поступало.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно