С 1 января 2015 года согласно поправкам в Закон о печати РБ блогеров и всех владельцев страничек в социальных сетях вписали в медийное пространство. Если активных блогеров в Беларуси несколько тысяч, то микроблогеров (владельцев аккаунтов в Фейсбуке, Вконтакте, Одноклассниках и других) – по разным оценкам, около двух миллионов.
Конечно, общественность в Байнете забеспокоилась по поводу новой степени ответственности за свои слова и за комментарии читателей. Но это и хороший знак - виртуальную жизнь общества признали. С «электронным выражением личности» стали считаться как с социальным явлением. И произошло это вовремя – в Беларуси началась новая волна интереса к блогам. С появлением региональных рейтингов и топов в LiveJournal.com (самая крупная блоговая платформа в кириллическом пространстве) жизнь в белорусской части ЖЖ забурлила.
Сегодня в Беларуси не меньше полусотни блогов, ежемесячная аудитория которых по численности превосходит аудиторию "глянца" (5 тыс. экземпляров – 5 тысяч уникальных посетителей). А количество читателей нескольких владельцев дневников может поспорить с аудиторией городского еженедельника (от 10 тысяч уникальных посетителей в месяц и выше).
10 самых популярных белорусских блогов:
https://stogova.livejournal.com/ Алёна Стогова из Минска. Предприниматель, организатор PR и SMM-кампаний любого уровня сложности, консультант по вопросам продвижения, преподаватель в London School of Public Relations.
https://juicy-fruit.livejournal.com/ Андрей Пясецкий из Бреста, предприниматель. Получил популярность в ЖЖ после серии материалов о строительстве своего дома.
https://anonimusi.livejournal.com/ Журнал жительницы Гомеля. Зарисовки, репортажи, в том числе из интересных мест Гомельщины, рассказы о народных праздниках.
https://volha.livejournal.com/ Ольга Громыко, писательница-фантаст из Минска.
https://toxaby.livejournal.com/ Антон Мотолько, фотограф из Минска.
https://kiri2ll.livejournal.com/ Кирилл Размыслович из Минска – обзоры на темы кино.
https://mir-mag.livejournal.com/ Политический блог с непонятной концепцией. К Беларуси отношения практически не имеет.
https://yanlaros.livejournal.com/ Журнал мужа, спасающего от тяжёлой болезни жену.
https://dymontiger.livejournal.com/ Дмитрий Навышный. Курьезы, юмор, подборки на разные темы.
https://drevo-z.livejournal.com/ полуанонимный блог с остроумными заметками «из жизни».
Несмотря на то что блогеров включили в медийное пространство вместе со СМИ, разница между журналистом и блогером велика. Если в газете подача информации подчёркнуто отстранённая, то блогер ведёт свой дневник так, как сам хочет описать свои ощущения, впечатления и чувства. С читателями блогер на короткой ноге, общается напрямую через комментарии. Часто под высказыванием (постом) разгораются дискуссии и споры. Владелец дневника транслирует своё мнение и в каждом посте самое интересное – «Я это вижу», «Я так думаю», «Я отвечаю за свою точку зрения». На этом и основывается доверие читателей блогеров – он лично отвечает за каждое своё слово перед своей аудиторией.
Достаточно часто блоги – та колыбель, в которой зарождается социальная инициатива. Например, именно белорусские блогеры организовали кампанию по сбору средств для оцифровки архива белорусского кино. С 2011 по 2014 год было собрано несколько тысяч долларов пожертвований, и в Беларусь вернулись десятки кинолент, таких как «Кастусь Калиновский», 1927, «Полесские робинзоны», 1934, «Нестерка», 1955. А пристроенных в добрые руки домашних животных и другие добрые дела перечислить просто невозможно за их количеством.
Во всём мире, да и в России, есть множество способов взаимодействия бизнеса с блогерами. Это не только продвижение и реклама, но и различные виды тестирования продукции, маркетинговые и другие исследования.
В Беларуси пока бизнес не понимает, как работать с блогерами: десятилетиями отработанные методы работы с прессой в блогосфере часто не действуют.
Алёна Стогова (https://stogova.livejournal.com) предприниматель, организатор PR и SMM-кампаний:
«Ни для кого не секрет, что аудитория блогеров Беларуси - по большей части из России. Например, я сотрудничаю в основном с зарубежными и российскими брендами. У иностранцев огромный интерес к популярным русскоязычным блогерам – они поняли, что именно с их помощью могут продвигать свои товары и услуги в русскоязычном сегменте Интернета.
Как PR-специалист я уже пять лет привлекаю своих клиентов к сотрудничеству с блогерами. Мы делали массу совместных проектов: мероприятия, тест-драйвы, обзоры, нестандартные и благотворительные акции. Многие проекты были придуманы специально для блогеров и имели отличный резонанс и "вирусность" в Интернете.
Но как блогер (входящий на сегодня в первую тройку) я не вижу интереса к блогосфере со стороны моих коллег, маркетологов и PR-специалистов Беларуси. Даже крупные бренды и представительства (казалось бы, продвинутые в сфере SMM) не рассматривают наши площадки, увы. Каждый год кажется, что вот-вот что-то изменится – но никаких подвижек нет.
Выходит, блогеры у нас предоставляют за редким исключением экспортные услуги. Одни мои российские рекламодатели, знающие статистику всех наших блогов, шутят: «Пока мы активно работаем с вами и давно собираем с этого урожай, Беларусь даже не думает выводить в собственное непаханое поле трактор».
Андрей Пясецкий (https://juicy-fruit.livejournal.com) из Бреста, предприниматель. Получил популярность в ЖЖ после серии материалов о строительстве своего дома:
«В Беларуси блогосфера, как и заинтересованность в ней бизнеса, не развиты чуть менее чем полностью. Наш бизнес в этом традиционно отстает. Зачастую продвижение белорусских брендов в Россию через блогосферу, в лице популярных блогеров - очень эффективный инструмент. Но по-настоящему профессионально проработать пиар бренда или продукта в ЖЖ пока под силу единицам».
Каковы особенности работы с блогерами?
Во-первых, блогер пишет о том, что ему лично интересно. Поэтому невозможно заставить блогера написать о пресс-конференции или мероприятии, которые не зацепили. Во-вторых, значимый блогер с аудиторией не будет печатать пресс-релиз или откровенно рекламный текст даже за деньги, потому что читатели этого не простят. Публиковать рекламные посты возможно, но делать это нужно индивидуально, с учётом интересов и вкусов владельца дневника и его аудитории. Не на все предложения блогеры соглашаются. В-третьих, невозможно обязать блогера дать сугубо лестный отзыв, если он сам того не захочет и не будет уверен в каждом своём слове. И именно поэтому читатели доверяют дневникам. Поэтому работать с блогерами надо грамотно. Один из самых распространённых способов – это тест-драйвы продуктов и услуг. Блогер получает сертификат на слугу или образец товара, тестирует и подробно описывает свои впечатления, и плюсы, и минусы. Таким образом, владелец бизнеса получает не только продвижение своего продукта, но и ценную «обратную связь».
В условиях Беларуси дневнику не обязательно иметь тысячи подписчиков, чтобы участвовать в мероприятиях. Если блог интересен 300-500 подписчикам, этого уже достаточно для начала. Такие блогеры нередко лидеры влияния в каких-либо сферах и лично знакомы со многими своими читателями. Это усиливает и их ответственность за слова, но и увеличивает доверие к ним.
Есть и в Беларуси примеры тест-драйвов. Год назад в Минске в одной из медицинских лабораторий прошли «Дни здоровья», в которых участвовали около 20 белорусских блогеров. Были проведены экскурсия по лаборатории с возможностью фотографировать, лекция специалиста, а напоследок каждый участник получил сертификат на анализы. Когда сертификатом воспользовались, то описали свой личный поход на анализы.
Суть в том, что без обратной связи можно не знать о деталях, каких-либо нюансах и терять на этом клиентов. Если человек подробно и внятно описывает свои ощущения в дневнике, это именно то, что любят читатели, а для заказчика теста – важный источник информации.
Есть и другие способы взаимодействия бизнеса и блогеров, которые пока в Беларуси применяются мало. Хотя они недороги и достаточно эффективны.
Что касается уточнённого законодательства, то оно вызывает у блогеров ряд вопросов. Например, некоторые из нас делают обзоры товаров и услуг бесплатно, на основании своих ощущений, чтобы поделиться опытом. Не будет ли к нам вопросов за упоминания брендов? Не попросят ли у блогера, от души и бесплатно сфотографировавшего блюдо в понравившемся ресторане и указавшем его название, отчитаться за рекламу, которой не было? Именно такие пробелы (а их немало) в правовом поле беспокоят владельцев дневников. Я думаю, закон нужен и самим блогерам как признание, защита, понятные и простые правила игры. Но пока мы имеем достаточно абстрактные формулировки. Было бы неплохо, чтобы при новых поправках законодатели обратились за поддержкой к самим блогерам. Нас уже много, и нам есть что сказать.
Анна (Ханна) Андрушевич, блог tuteyshaya.livejournal.com
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть