16131

Вышли из Сети. Что ждет белорусскую блогосферу?

№ 6 от 3 февраля 2015 года 03/02/2015

С 1 января 2015 года согласно поправкам в Закон о печати РБ блогеров и всех владельцев страничек в социальных сетях вписали в медийное пространство. Если активных блогеров в Беларуси несколько тысяч, то микроблогеров (владельцев аккаунтов в Фейсбуке, Вконтакте, Одноклассниках и других) – по разным оценкам, около двух миллионов.

Конечно, общественность в Байнете забеспокоилась по поводу новой степени ответственности за свои слова и за комментарии читателей. Но это и хороший знак - виртуальную жизнь общества признали. С «электронным выражением личности» стали считаться как с социальным явлением. И произошло это вовремя – в Беларуси началась новая волна интереса к блогам. С появлением региональных рейтингов и топов в LiveJournal.com  (самая крупная блоговая платформа в кириллическом пространстве) жизнь в белорусской части ЖЖ забурлила.

______________2015-01-15___16.50.09

 

Сегодня в Беларуси не меньше полусотни блогов, ежемесячная аудитория которых по численности превосходит аудиторию "глянца" (5 тыс. экземпляров – 5 тысяч уникальных посетителей).  А количество читателей нескольких владельцев дневников может поспорить с аудиторией городского еженедельника (от 10 тысяч уникальных посетителей в месяц и выше).

10 самых популярных белорусских блогов:

https://stogova.livejournal.com/ Алёна Стогова из Минска. Предприниматель, организатор PR и SMM-кампаний любого уровня сложности, консультант по вопросам продвижения, преподаватель в London School of Public Relations.
https://juicy-fruit.livejournal.com/ Андрей Пясецкий из Бреста, предприниматель. Получил популярность в ЖЖ после серии материалов о строительстве своего дома.
https://anonimusi.livejournal.com/ Журнал жительницы Гомеля. Зарисовки, репортажи, в том числе из интересных мест Гомельщины, рассказы о народных праздниках.
https://volha.livejournal.com/ Ольга Громыко, писательница-фантаст из Минска.
https://toxaby.livejournal.com/ Антон Мотолько, фотограф из Минска.
https://kiri2ll.livejournal.com/ Кирилл Размыслович из Минска – обзоры на темы кино.
https://mir-mag.livejournal.com/ Политический блог с непонятной концепцией. К Беларуси отношения практически не имеет.
https://yanlaros.livejournal.com/ Журнал мужа, спасающего от тяжёлой болезни жену.
 https://dymontiger.livejournal.com/ Дмитрий Навышный. Курьезы, юмор, подборки на разные темы.
https://drevo-z.livejournal.com/ полуанонимный блог с остроумными заметками «из жизни».

23.01

 

Несмотря на то что блогеров включили в медийное пространство вместе со СМИ,  разница между журналистом и блогером велика. Если в газете подача информации подчёркнуто отстранённая, то блогер ведёт свой дневник так, как сам хочет описать свои ощущения, впечатления и чувства. С читателями блогер на короткой ноге, общается напрямую через комментарии. Часто под высказыванием (постом) разгораются дискуссии и споры. Владелец дневника транслирует своё мнение и в каждом посте самое интересное – «Я это вижу», «Я так думаю», «Я отвечаю за свою точку зрения». На этом и основывается доверие читателей блогеров – он лично отвечает за каждое своё слово перед своей аудиторией.

Достаточно часто блоги – та колыбель, в которой зарождается социальная инициатива. Например, именно белорусские блогеры организовали кампанию по сбору средств для оцифровки архива белорусского кино. С 2011 по 2014 год было собрано несколько тысяч долларов пожертвований, и в Беларусь вернулись десятки кинолент, таких как «Кастусь Калиновский», 1927, «Полесские робинзоны», 1934, «Нестерка», 1955.  А пристроенных в добрые руки домашних животных и другие добрые дела перечислить просто невозможно за их количеством.

Во всём мире, да и в России, есть множество способов взаимодействия бизнеса с блогерами. Это не только продвижение и реклама, но и различные виды тестирования продукции, маркетинговые и другие исследования.

В Беларуси пока бизнес не понимает, как работать с блогерами: десятилетиями отработанные методы работы с прессой в блогосфере часто не действуют.

Алёна Стогова (https://stogova.livejournal.com) предприниматель, организатор PR и SMM-кампаний:

«Ни для кого не секрет, что аудитория блогеров Беларуси - по большей части из России. Например, я сотрудничаю в основном с зарубежными и российскими брендами. У иностранцев огромный интерес к популярным русскоязычным блогерам – они поняли, что именно с их помощью могут продвигать свои товары и услуги в русскоязычном сегменте Интернета.

Как PR-специалист я уже пять лет привлекаю своих клиентов к сотрудничеству с блогерами. Мы делали массу совместных проектов: мероприятия, тест-драйвы, обзоры, нестандартные и благотворительные акции. Многие проекты были придуманы специально для блогеров и имели отличный резонанс и "вирусность" в Интернете.

Но как блогер (входящий на сегодня в первую тройку)  я не вижу интереса к блогосфере со стороны моих коллег, маркетологов и PR-специалистов Беларуси. Даже крупные бренды и представительства (казалось бы, продвинутые в сфере SMM) не рассматривают наши площадки, увы. Каждый год кажется, что вот-вот что-то изменится – но никаких подвижек нет.

Выходит, блогеры у нас предоставляют за редким исключением экспортные услуги. Одни мои российские рекламодатели, знающие статистику всех наших блогов, шутят: «Пока мы активно работаем с вами и давно собираем с этого урожай, Беларусь даже не думает выводить в собственное непаханое поле трактор».

Андрей Пясецкий (https://juicy-fruit.livejournal.com) из Бреста, предприниматель. Получил популярность в ЖЖ после серии материалов о строительстве своего дома:

«В Беларуси блогосфера, как и заинтересованность в ней бизнеса, не развиты чуть менее чем полностью. Наш бизнес в этом традиционно отстает. Зачастую продвижение белорусских брендов в Россию через блогосферу, в лице популярных блогеров - очень эффективный инструмент. Но по-настоящему профессионально проработать пиар бренда или продукта в ЖЖ пока под силу единицам».

Каковы особенности работы с блогерами?

Во-первых, блогер пишет о том, что ему лично интересно. Поэтому невозможно заставить блогера написать о пресс-конференции или мероприятии, которые не зацепили. Во-вторых, значимый блогер с аудиторией не будет печатать пресс-релиз или откровенно рекламный текст даже за деньги, потому что читатели этого не простят. Публиковать рекламные посты возможно, но делать это нужно индивидуально, с учётом интересов и вкусов владельца дневника и его аудитории. Не на все предложения блогеры соглашаются. В-третьих, невозможно обязать блогера дать сугубо лестный отзыв, если он сам того не захочет и не будет уверен в каждом своём слове. И именно поэтому читатели доверяют дневникам. Поэтому работать с блогерами надо грамотно. Один из самых распространённых способов – это тест-драйвы продуктов и услуг. Блогер получает сертификат на слугу или образец товара, тестирует и подробно описывает свои впечатления, и плюсы, и минусы. Таким образом, владелец бизнеса получает не только продвижение своего продукта, но и ценную «обратную связь».

В условиях Беларуси дневнику не обязательно иметь тысячи подписчиков, чтобы участвовать в мероприятиях. Если блог интересен 300-500 подписчикам, этого уже достаточно для начала. Такие блогеры нередко лидеры влияния в каких-либо сферах и лично знакомы со многими своими читателями. Это усиливает и их ответственность за слова, но и увеличивает доверие к ним.

Есть и в Беларуси примеры тест-драйвов. Год назад в Минске в одной из медицинских  лабораторий прошли «Дни здоровья», в которых участвовали около 20 белорусских блогеров. Были проведены экскурсия по лаборатории с возможностью фотографировать, лекция специалиста, а напоследок каждый участник получил сертификат на анализы. Когда сертификатом воспользовались, то описали свой личный поход на анализы.

Суть в том, что без обратной связи можно не знать о деталях, каких-либо нюансах и терять на этом клиентов. Если человек подробно и внятно описывает свои ощущения в дневнике, это именно то, что любят читатели, а для заказчика теста – важный источник информации.

Есть и другие способы взаимодействия бизнеса и блогеров, которые пока в Беларуси применяются мало. Хотя они недороги и достаточно эффективны.

Что касается уточнённого законодательства, то оно вызывает у блогеров ряд вопросов. Например, некоторые из нас делают обзоры товаров и услуг бесплатно, на основании своих ощущений, чтобы поделиться опытом. Не будет ли к нам вопросов за упоминания брендов? Не попросят ли у блогера, от души и бесплатно сфотографировавшего блюдо в понравившемся ресторане и указавшем его название, отчитаться за рекламу, которой не было? Именно такие пробелы (а их немало) в правовом поле беспокоят владельцев дневников. Я думаю, закон нужен и самим блогерам как признание, защита, понятные и простые правила игры. Но пока мы имеем достаточно абстрактные формулировки. Было бы неплохо, чтобы при новых поправках законодатели обратились за поддержкой к самим блогерам. Нас уже много, и нам есть что сказать.

Анна (Ханна) Андрушевич, блог tuteyshaya.livejournal.com

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно