«Смело мы в бой пойдём
За власть Советов
И как один умрём
В борьбе за это…»
Однако оказалось, что песня родилась не в 1917 году, а в дни патриотического подъёма в начале войны 1914 года. Её распевали молодые кадеты, рвавшиеся добровольцами на фронт. И звучала она по-другому:
«Смело мы в бой пойдём
За Русь святую
И как один прольём
Кровь молодую».
Эту песню, повзрослев и пройдя мучительный путь скитаний по Европе, кадеты пели и в эмиграции, надеясь на то, что большевистская зараза - это ненадолго и что они ещё смогут послужить России. Уже в зрелые годы во время Второй мировой войны многие из бывших кадетов вошли во французское Сопротивление.
Забытая правда
Правда о жизни русских кадетов в изгнании стала проникать в СССР лишь в конце 80-х, когда были ослаблены цензурные ограничения. До этого в течение многих десятилетий советская пропаганда рисовала эмигрантов предателями, «белогвардейским отребьем».
Целью такой идеологической политики было отгородить «советского человека» от прошлого собственной страны. Настойчиво внушалась мысль о том, что настоящая история начинается с 1917 года, а лучшим учебником истории является «Краткий курс истории ВКП (б)», написанный «под идейным руководством тов. Сталина». А всё, что было до этого, - эпоха лаптей, угнетения, поповщины и кровавого царизма. Великие реформы Александра II замалчивались. Имена реформаторов шельмовались. Искажался и период бурной модернизации России в 1900-1913 гг., когда она быстрыми темпами догоняла развитые страны Европы.
Сегодня самые одиозные и фальшивые оценки дореволюционной истории пересмотрены. Однако многие стереотипы живы. Например, забыты подвиги русских солдат Первой мировой войны. А ведь именно эту войну изначально называли Великой Отечественной. Советские, а по инерции и нынешние политики и идеологи особо выделяют подвиги Советской армии. Но ведь и в войне 1914 года были свои подвиги. И совершали их русские солдаты и офицеры. Память о них стёрта советской пропагандой. Сама война с подачи Ленина была объявлена несправедливой, «империалистической». А ведь именно эта трактовка послужила большевикам поводом для преступного разложения русской армии, для превращения солдат в авангард губительной революции.
Даже сегодня, когда Россия выходит из беспамятства, в стране огромное число мемориалов героев войны 1941-1945 гг. и почти нет памятников воинам Первой Отечественной. Нам всё ещё дороже мифический Мальчиш-Кибальчиш или фольклорная Анка-пулемётчица, чем герои и мученики Белого движения, предательски загубленные в Крыму по приказу «пламенных революционеров» Белы Куна и Землячки.
В глубину истории
Восстанавливая нарушенную связь времён, мы говорим, что нынешняя Россия является преемницей СССР. Но почему-то до сих пор стесняемся сказать, что мы - преемники всей российской истории. Мы продолжаем эксплуатировать революционную романтику Октябрьского переворота, хотя сегодня уже очевидно, что он оторвал нас от Западной Европы, поставил в изоляцию от всего мира и предопределил нынешнее цивилизационное отставание, которое, по ряду оценок, составляет 50-70 лет.
Нынешнее поколение политиков ищет точку нравственной опоры в победе 1945 г., а внешнеполитические аргументы - в Ялтинских соглашениях. Отсюда повышенное, фанфарно-пропагандистское внимание к празднику 9 Мая. Хотя, по гуманитарному счёту (с учётом 27 млн погибших), эта дата - скорее повод для поминовения и скорби. Именно так окончание войны воспринимается в Западной Европе. Но в новой России цена человеческой жизни всё ещё слишком мала. Мы до сих пор предпочитаем бравурное «Мы за ценой не постоим», а не скорбную песню на слова М. Исаковского «Враги сожгли родную хату», подводящую трагический для народа итог войны:
«Хмелел солдат, слеза катилась,
Слеза несбывшихся надежд,
И на груди его светилась
Медаль за город Будапешт».
Песня «Враги сожгли родную хату» была впервые исполнена в 1946 году и тут же запрещена. Она и в самом деле никак не соответствовала мифическому характеру советской истории.
* * *
Мы хорошо усвоили ответ на упрощённо-хрестоматийный вопрос: «С чего начинается Родина?» С удовольствием поём о берёзках, ручьях, верных товарищах, вспоминаем картинки из букваря. Но по-прежнему затрудняемся ответить, когда начинается Россия. Редко вспоминаем о крещении Руси. А ведь именно христианство стало основой российской цивилизации, нитью, связывающей нас с христианской Европой.
Расчистка советских исторических мифов идёт крайне медленно. История всё ещё захламлена фальшивыми датами, надуманными праздниками, именами фанатиков, политических проходимцев, а то и преступников. Потребовалось 20 с лишним лет, чтобы понять, что история начинается не с октября 1917-го и не с мая 1945 года, что она определяется не датами партийных съездов, не рождением народных фронтов и днями рождения «лидеров нации». Время по-своему неумолимо. Рано или поздно оно снимает искусственный лакокрасочный слой и с истории, и, конечно же, с людей. Только копать нужно быстрее и глубже.
Вячеслав Костиков: Хотят ли русские войны?
В поисках Ванги. Будет ли у нас предсказуемая страна?
Вячеслав Костиков: «Бунт истории. О ком слагать новые песни?»
Писатель Юрий Бондарев: «Всё простить невозможно. И, наверное, не нужно»
Исследование «АиФ». Как немцы сегодня воспринимают Сталинградскую битву?
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть