Ситуация, когда добротный домофон в подъезде меняют на якобы «еще лучший», ссылаясь на то, что прежний «морально устарел», известна многим жителям белорусских городов. Причем обещанная бесплатная замена оборачивается оплатой ключа и платежами за обслуживание нового домофона.
Кроме того, тысячам жильцов пришлось столкнуться с явным неуважением к их мнению – даже если весь подъезд отказывался заменять домофон, новый устанавливали все равно, и, придя с работы домой, люди просто не могли попасть в свою квартиру.
Кому новый домофон?
Минторг и МинЖКХ уточнили спорные вопросы по поводу применения жилищного законодательства и законодательства о защите прав потребителей относительно техобслуживания домофонных систем и замены запорно-переговорных устройств (ЗПУ).
Теперь жильцам, которые отказались от установки домофона, должны обеспечить доступ в подъезд и не взимать с них плату за обслуживание системы. Кроме того, организации не вправе заменять домофоны или иное оборудование домофонной системы без согласия собственников или нанимателей жилого помещения.
В Минске более 20 организаций, которые занимаются установкой, техобслуживанием и ремонтом домофонов. Срок службы ранее установленных домофонных систем — от 5 до 10 лет. Эти домофоны уже морально устарели и часто ломаются. «Заклинит» такой домофон – и в подъезд не попадешь, рассказывает «АиФ» директор ООО «Строймир Домофон-Сервис» Александр КАШПЕРКО. В такой ситуации замену старых домофонных систем на новые берет на себя предприятие, а жители оплачивают только ключи. Для доступа в подъезд один бесконтактный ключ продается жильцу за символическую цену - 50 рублей. Остальные ключи можно купить самостоятельно. Цена - от 19 до 70 тысяч рублей.
Все ли согласны?
Могут ли заменить домофон без согласия жильцов? Разрешения скольких жильцов нужно получить для установки домофона в подъезде?
Установленные домофоны - собственность жильцов подъезда. Поэтому обслуживающая организация не имеет права их заменять, не получив на эту процедуру согласие большинства жильцов подъезда. Для этого проводится поквартирный обход и сбор подписей, общее собрание, и только после этого производится замена. Если согласны меньше половины жильцов, никто не в праве устанавливать новый домофон. Организация будет чинить старый, пока он ремонтопригоден.
Если человек отказался от замены домофона, получит ли он ключ?
Тем, кто не согласился на замену домофона, предлагается купить один ключ для доступа в подъезд за минимально возможную цену - 50 рублей.
В каких случаях ремонт и замена домофона производится за счет жильцов, а когда - за счет установщика оборудования?
Текущий ремонт домофона делается за счет организации, обслуживающей домофон. Замена вызывной панели домофона производится либо за счет жильцов, либо за счёт обслуживающей организации. Все эти моменты должны быть оговорены в договоре.
О ключах
Сколько ключей должна выдать фирма-установщик на одну квартиру? А если ключ потеряется, где приобрести новый?
Обслуживающая организация реализует жильцу для доступа в подъезд бесконтактный ключ за 50 белорусских рублей. Чтобы приобрести дополнительный ключ, нужно представить паспорт, так как для каждого подъезда запрограммирован свой код. Кстати, при желании можно приобрести ключи оригинального дизайна: в виде наклеек на мобильный телефон, в виде смайликов для детей, стильные ключи, покрытые кожей, а также ключи в форме бесконтактных смарт-карт (аналогичных проездным карточкам, используемым в городском пассажирском транспорте).
Если в квартире нет домофонной трубки, должен ли потребитель платить за техническое обслуживание домофонной системы?
Как пояснил Александр Кашперко, в техническое обслуживание входит перечень работ, касающихся общей работоспособности домофонной системы (проверка работоспособности пульта вызова, регулировка электромагнита, доводчика, проверка напряжения блока питания, покраска пульта вызова, подклейка уплотнителя и пр.). Если у жильца не работает трубка, он подаёт заявку в эксплуатирующую организацию и ему производят ремонт. Починка домофонной трубки относится к ремонтным работам и не входит в абонентскую плату за «Техническое обслуживание ЗПУ». Многие жильцы заключают договоры, при этом не имея домофонных трубок в квартире. И они наравне с теми, у кого установлена трубка, несут расходы по поддержанию домофонной системы в исправном состоянии.
Обязаны ли установщики домофона сообщить жильцам универсальный код для входа в подъезд?
Нет, не обязаны, если иное не установлено договором между жильцами и организацией, которая занимается установкой и обслуживанием домофонов. Кстати, код в подъезде можно изменить. Но это дополнительная услуга, за которую подрядная организация вправе выставить жильцу счёт, отметил Александр Кашперко.
Правомерно ли предлагать жильцам выкупить новые ключи для доступа в подъезд после замены домофона?
В стоимость услуг обслуживающей организации не входит изготовление ключей. Новые ключи жители приобретают за свой счет у предприятия, оказывающего услуги по кодированию ключей, так как они не входят в состав домофонной системы.
Нет договора – не плати!
Если у жильца нет договора с организацией, которая занимается обслуживанием домофонов, а в жировке указана плата за техническое обслуживание, должен ли человек платить за эту услугу?
Собственник или наниматель жилого помещения должен написать заявление в организацию, обслуживающую запорно-переговорные устройства, изложив суть проблемы, и потребовать сделать перерасчет, пояснил «АиФ» заместитель генерального директора по идеологической работе ГО «Минское городское жилищное хозяйство» Алексей ГЕРАСИМЧИК.
Кто устанавливает тарифы на техническое обслуживание домофонных систем? Почему у разных организаций они отличаются?
Цена услуг выставляется согласно прейскурантам, действующим у обслуживающих организаций.
Что должно входить в техническое обслуживание домофонных систем?
Перечень работ по техническому обслуживанию (например, покраска двери, смазывание петель и др.) определяется в соответствии с технологической картой, разработанной обслуживающей организацией.
СПРАВКА «АиФ»
В столице более 90% подъездов оборудованы домофонными системами. Как правило, в Минске устанавливаются домофонные системы белорусского и российского производства.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть