7199

Норматив на «коммуналку». В каких случаях можно меньше платить за ЖКУ

№ 48 от 24 ноября 2015 года 24/11/2015

Строго по норме

К основным жилищно-коммунальным услугам относятся техническое обслуживание многоквартирного жилого дома, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (канализация), электроснабжение, централизованное газоснабжение и теплоснабжение, пользование лифтом, вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов.

В соответствии с Законом «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» от 16.07.2008 г. №405-3 качество жилищно-коммунальной услуги – это совокупность свойств и характеристик жилищно-коммунальной услуги, относящихся к ее способности удовлетворить установленные и (или) предполагаемые потребности потребителя (функциональная пригодность, надежность, безопасность условий проживания и др.).

Существуют жёсткие стандарты, которым должны соответствовать все вышеперечисленные услуги:

горячее и холодное водоснабжение – по нормативу не менее 180 литров в сутки на одного человека, в том числе не менее 90 литров в сутки - горячее водоснабжение;

подогрев воды – температура не менее 50°C;

обеспечение качества питьевой воды - в соответствии с нормативами качества питьевой воды, установленными санитарными правилами и нормами;

водоотведение  (канализация) - круглосуточно с постоянным приемом сточных вод в систему коммунального водоотведения  (канализации);  допустимая продолжительность перерыва - 24 
часа при ликвидации аварий на сетях  канализации;             

централизованное  газоснабжение – постоянно;               

электроснабжение - постоянно, за исключением перерывов, предусмотренных законодательными актами;

централизованное  теплоснабжение - температура воздуха в жилых помещениях должна быть не менее  +18°C;

пользование лифтом - обеспечение бесперебойной и безопасной  работы лифтов;  в случае выявления неисправностей их  устранение осуществляется в течение  суток с немедленным прекращением эксплуатации  лифта;                        

вывоз и обезвреживание  твердых бытовых отходов - вывоз твердых бытовых отходов с  периодичностью, установленной схемой обращения с коммунальными отходами на  территории населенного пункта.

А если ремонт…

Плата за «коммуналку» взимается по установленным в Беларуси ценам и тарифам. Но согласно Закону «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» (Далее - Закон.) предусмотрены перерывы в оказании коммунальных услуг потребителям по ряду причин:

 

  • при проведении плановых ремонтных и профилактических работ по графику, в межотопительный период;
  • в случае аварий и других ЧС и ликвидации их последствий;
  • в случае хищения, уничтожения или повреждения сетей и оборудования, что делает невозможным оказание коммунальных услуг либо создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу потребителей.

 

Также оказание коммунальных услуг может быть приостановлено в случае задолженности по их оплате без уважительных причин, не погашенной  в установленные сроки. Кроме того, приостановление оказания коммунальных услуг допустимо по требованию потребителя, если это технически возможно и не нарушает прав иных потребителей, на основании актов законодательства или договора об оказании таких услуг.

В этом случае поставщик коммунальных услуг обязан предупредить потребителя (указав причины и сроки) не позднее чем за три дня до начала перерыва.

Сделать перерасчет

Оказание коммунальных услуг в Беларуси относится к достаточно регламентированной области отношений. Здесь действует безусловный принцип: если услуга не оказывается, то платить за неё не нужно, если же данная услуга оказывается с недостатками, то ее стоимость  подлежит соразмерному уменьшению.

Как пояснил эксперт, в случае неоказания потребителю коммунальных услуг или их оказания с перерывами более 24 часа перерасчет при отсутствии групповых и (или) индивидуальных счетчиков производится на сумму стоимости объема непредоставленных коммунальных услуг.

Объем (количество) непредоставленной коммунальной услуги рассчитывается исходя из норматива потребления коммунальной услуги, утвержденного местным исполнительным и распорядительным органом, количества потребителей (расход холодной и горячей воды, канализация, электро-, газоснабжение, вывоз, обезвреживание и переработка твердых коммунальных отходов, пользование лифтом) или общей площади жилых помещений (для отопления), а также продолжительности непредоставления коммунальной услуги.

Перерасчет платы в случаях оказания основных коммунальных услуг с недостатками производится:

- если качество питьевой воды не соответствует установленным санитарно-гигиеническим нормам для конкретных систем водоснабжения. При этом размер платы за услуги холодного водоснабжения уменьшается на 10% на время предоставления данной услуги с недостатками;

- при температуре горячей воды менее 60°С - для открытых систем централизованного теплоснабжения, менее 50°С - для закрытых систем свыше трех суток подряд. За каждый градус снижения температуры горячей воды размер платы за подогрев воды уменьшается на 2,5% на период предоставления услуги с недостатками;

- при отклонении уровня напряжения, частоты электрической энергии от действующих стандартов. При этом размер платы за услуги электроснабжения снижается на 0,15% за каждый час предоставления такой услуги с недостатками;

- при температуре воздуха в жилом помещении ниже +18°С свыше одних суток. При этом размер платы за отопление уменьшается с учетом недопоставленного объема тепловой энергии, рассчитанного в порядке, определенном Минжилкомхозом.

Порядок расчета удельного веса стоимости отдельной услуги или работы, входящей в перечень услуг и работ по техническому обслуживанию жилого дома, устанавливается Министерством жилищно-коммунального хозяйства.

Зафиксировать и предъявить

Как быть, если вода в кране еле теплая, батареи недостаточно горячие, а напряжение в сети скачет? В этом случае вам придется для начала доказать, что эти услуги действительно были оказаны некачественно. Если какие-то услуги не оказаны или оказаны некачественно, то в первую очередь это нужно зафиксировать.

Согласно Закону в случае неоказания жилищно-коммунальной услуги либо оказания ее с недостатками потребитель должен уведомить об этом исполнителя либо аварийно-диспетчерскую службу письменно либо устно, в том числе по телефону. Проследите, чтобы вашу заявку обязательно зарегистрировали. Работник исполнителя или аварийно-диспетчерской службы должен сообщить потребителю свои ФИО, должность и регистрационный номер заявки.

Следующий шаг - представитель исполнителя должен установить факт наличия и причины неоказания коммунальной услуги с либо ее оказания с недостатками, составляется претензионный акт. При наличии технической возможности с согласия потребителя незамедлительно устраняются все недостатки. Претензионный акт подписывают работник исполнителя и потребитель. Потребитель вправе подписать претензионный акт с оговорками. В случае отказа потребителя от подписания претензионного акта работник исполнителя делает запись об этом в данном акте.

Устранить недостатки

На основании документа исполнитель устраняет все недостатки либо направляет потребителю письменный отказ в удовлетворении его требований. Если потребитель не согласен с отказом, он вправе за свой счет организовать проведение независимой проверки качества жилищно-коммунальной услуги и обжаловать отказ в судебном порядке.

Если независимая экспертиза либо суд установят факт неоказания услуги, потребитель вправе требовать оказания жилищно-коммунальных услуг и не оплачивать жилищно-коммунальную услугу за период с момента, указанного в претензионном акте, акте независимой проверки или судебном постановлении, до момента начала (возобновления) оказания жилищно-коммунальных услуг. Потребитель также вправе отказаться от коммунальной услуги без возмещения расходов на ее оказание, если в результате независимой проверки или судебного разбирательства окажется, что услуги были оказаны некачественно. Если же коммунальная услуга уже оказана, то потребитель вправе, на выбор, требовать:

 

  •  возврата платы за оказанную коммунальную услугу, если это возможно исходя из ее характера;
  •  уменьшения размера платы за оказанную коммунальную услугу;
  • безвозмездного устранения недостатков жилищно-коммунальной услуги, если это технически возможно;
  • повторного оказания жилищно-коммунальной услуги, если это технически возможно.

 

Причем срок принятия решения по требованию потребителя о возврате оплаты жилищно-коммунальной услуги, об уменьшении размера платы за некачественную услугу не может превышать 7 календарных дней со дня предъявления требования.

Исполнитель жилищно-коммунальных услуг должен устранить недостатки в максимально короткий срок, технологически необходимый для устранения недостатков жилищно-коммунальной услуги, но не позднее месяца со дня предъявления соответствующего требования, если иной срок не установлен соглашением сторон.

В случае если потребитель потребовал уменьшения размера платы в связи с оказанием коммунальной услуги с недостатками, а также в случае ее неоказания, перерасчет платы за основные коммунальные услуги осуществляется в порядке, установленном Совмином, а за дополнительные жилищно-коммунальные услуги – договором.

Если исполнитель отказался удовлетворить требования потребителя, тот вправе, если это технически возможно, привлечь к оказанию жилищно-коммунальной услуги третьих лиц либо выполнить работы своими силами, проинформировав об этом исполнителя, и потребовать от него возмещения стоимости выполненных работ и дополнительных расходов.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно