Семьям, воспитывающим детей с аутизмом, часто приходится сталкиваться с непониманием окружающих. Дело в том, что люди с диагнозом «аутизм», часто отличаются особым поведением, напоминая капризных или невоспитанных детей.
В ряде стран, где достаточно активно развивается инклюзия, подразумевающая комфортное существование в обществе людей с различными потребностями, это не представляет проблемы. Охраннику в торговом центре, например, в Италии вряд ли придет в голову идея вывести из здания маму, чей ребенок, как он считает, «ведет себя неадекватно». Тем более если мама скажет о диагнозе малыша: ей, наоборот, постараются помочь во всем.
Собеседница «АиФ», минчанка Татьяна ЯКОВЛЕВА, воспитывающая 11-летнего Илюшу, нередко испытывала стресс, когда окружающие не хотели понимать, что к особенному ребенку нужен особенный подход. Каким же было ее удивление, когда она узнала, что бывает и по-другому! Например, в Литве белоруску искренне удивили профессиональные действия работников Вильнюсского аэропорта - то, как они сопровождали клиента, которым, на минуточку, был ребенок с особыми потребностями.
Римские каникулы
Татьяна решила поделиться интересным жизненным опытом, который кто-то, возможно, возьмет на вооружение.
- Мы летели в Рим на международную акцию, приуроченную ко Дню аутизма. В ожидании рейса решили прогуляться по городу и так увлеклись, что чуть не опоздали на самолёт, - рассказывает мама Илюши. – В аэропорт мы влетели, когда регистрация уже шла. Самостоятельно взвесили чемодан: перебор! Пришлось разобрать багаж, выложить лишнее, благо было место в ручной клади. Потом побежали сдавать вещи. Встали в очередь. Илюша был спокоен, как слоненок, я его похвалила за это! С Мишей, старшим сыном, стали вспоминать, как год назад еще и представить не могли, что сможем просто стоять в очереди, потому что Илюша всегда очень плохо переносит скопление людей, ожидание и начинает нервничать.
На контроле
Когда настала очередь проходить контроль, к Татьяне с детьми подошел сотрудник таможни и вежливо попросил снять наушники с ребенка. Татьяна, уже готовясь это сделать, обратилась к мужчине: «У мальчика аутизм. Он устал…»
- Я даже не успела объяснить, что ребенок может воспринять это как угодно и нужно быть готовыми ко всему, как сотрудник мило улыбнулся и со словами «Ноу проблем» быстро направился к коллегам, - рассказывает Татьяна Яковлева. – И с этого момента началась история международного сервиса по обслуживанию людей с особыми потребностями здоровья. Используя игровую форму и короткие вопросы, нас с Ильей провели через металлоискатель и спросили, будем ли мы проверять мальчика дальше. Видя нарастающий интерес сына, я сказала: «А давайте попробуем!»
На расстоянии вытянутой руки, четко и, что было абсолютно непривычно для меня, деликатно сотрудники по очереди провели по Илье снизу вверх какими-то маленькими бумажками, аккуратно, молча, глядя мне и Илье в глаза. Несколько раз прикоснулись к его плечам, спине, голени. Сказали, что мы молодцы, и пожелали приятного полета!
Чудеса продолжаются
Когда Татьяна с детьми прошла в зону ожидания посадки на самолет, она, используя проверенный прием, посадила ребенка на кресло рядом с сотрудницей аэропорта и дала Илье планшет, чтобы чем-то его занять и отвлечь.
- Я чувствовала, что он уже на пределе: еще немного - и сорвется, потому что очереди, большое скопление людей всегда были для него невероятным испытанием, - разъясняет Татьяна. – Я успела только произнести: «Добрый день. У меня сын с аутизмом…» – и реакция последовала незамедлительно! В считаные секунды мне выписали посадочный талон и документ о праве на особое положение на борту, попросив передать его борт-проводнику, если понадобится. При этом четко и коротко проинструктировали, как действовать по пути в самолет. В это время второй сотрудник связался с экипажем и водителем автобуса, который подвозит пассажиров к самолету. Нас сразу же вывели из огромной очереди к автобусу и отвезли к самолету. Пока прибыли остальные пассажиры вторым автобусом, Илья обегал весь самолет вдоль и поперек: ему никто слова не сказал! Все – с улыбкой и пониманием. Я даже стала себя щипать: казалось, что это сон.
А когда мы прилетели в Рим, Илья, как и год назад, заговорил: сказал на английском и итальянском стюардам «спасибо». Без подсказки и подготовки…
Кстати, выписанную сотрудницей аэропорта бумажку о праве на особое отношение как к ребенку с сенсорной чувствительностью никто и не попросил. Видимо, дали мне ее для успокоения: если растеряюсь или не сумею объяснить, в чем нуждаюсь, то смогу просто передать документ. И удостоверение ребенка-инвалида тоже не понадобилось, только паспорт.
Оказывается, мой сын такой же, как и все окружающие, только немножко нетерпеливее. И никто не заметил, что с ним что-то не так!
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть