471

Стойкая, но легкая. История самого необычного белорусского кузнеца

"Аргументы и факты" в Беларуси № 15. Наш второй хлеб 11/04/2023

Потолочные композиции на ст. м. «Ковальская Слобода» создавал самый необычный кузнец Беларуси.

Можно ли стать кузнецом, если вы девушка весом 48 килограммов? Скульптор, кузнец, член Союза художников Мария ТАРЛЕЦКАЯ давно ответила на этот вопрос.

- Я родилась в совсем не художественной семье - отец возглавлял СКТБ (специальное конструкторско-технологическое бюро), выполняющее заказы аэрокосмических и оборонных отраслей, мама работала научным сотрудником на кафедре биофизики в БГУ. Она-то и привела меня впервые в мастерскую художника Анатолия Гришко.

Мария ТАРЛЕЦКАЯ.
Мария ТАРЛЕЦКАЯ. Фото: Из личного архива

Меня пленил запах растворителя краски. Этот восторг заметили все, и художник предложил поучить меня. Так я начала рисовать, потом лепить.

По воле отца училась в 19-й «математической» школе и должна была поступать на физмат. Но в итоге, пусть и не с первого раза, поступила в Академию искусств на художественную обработку металла. На кафедре декоративно-прикладного искусства меня встретили с определенной опаской. Кузнец – 48 килограммов... Пугали и очень отговаривали, ведь до меня с этой специальностью выпустилась всего одна девушка, которая сразу ушла в другую сферу деятельности.

- Но почему такой выбор?

- Наверное, тогда мной руководил юношеский максимализм, какая-то инаковость. Что такое металл, на тот момент я представляла плохо. Процесс, когда горячее железо под воздействием молотка приобретает волшебные формы, казался сказочным.

- А как в реальности прошла первая встреча с металлом?

- Пришлось взять мешок, на троллейбусе поехать на сортировочный пункт, где перегружали вагоны с коксующимся углем, собрать этот уголь, привезти в академию, наколоть его кувалдой, взять дрова, нагреть горн и вот только потом положить туда заготовку и начать воздействовать на нее молотком.

- Вы и молотком сами работали?

- Так это же самое приятное! Жаль, занимает очень небольшую часть всего процесса.

В процессе работы над композицией для ст. м. «Ковальская Слобода».
В процессе работы над композицией для ст. м. «Ковальская Слобода». Фото: Из личного архива

КУЗНЕЧНЫХ ДЕЛ ЛАЗЕР

- Первая ковка тогда меня потрясла. Это грязь, пыль, гарь, копоть, черные пальцы, кожа, волосы. Да, это тяжело. Но я твердо решила, что доучусь.

У меня была неплохая школьная математическая база, и я стала искать альтернативные способы обработки металла, изучать лазерную резку, цифровые технологии.

- И все равно при слове «кузнец» рисуется образ крепыша с молотом.

- Это молотобоец. Молотобойцы никогда не были кузнецами, они выполняли другую работу и, к сожалению, за пару лет полностью «разбивали» руки.  Поэтому молотобойцы в кузнях менялись, а кузнецы руки берегли. Сейчас молотобойную работу выполняют пневмомолоты, а кузнец клещами вставляет под падающую часть молота заготовку. Вообще современный кузнец «кует головой» и кувалдой махать будет крайне редко.

В процессе работы над композицией для ст. м. «Ковальская Слобода».
В процессе работы над композицией для ст. м. «Ковальская Слобода». Фото: Из личного архива

Дерево, птицы, корни в узоре

- Очевидно, что станция метро с названием «Ковальская Слобода» нуждалась в украшении, сделанном кузнецом.

- Архитекторы Телепневы задумывали эту станцию лет семь назад, и там уже были обозначены подвесные светотеневые композиции. Они сдвинуты по оси таким образом, чтобы центром станции стала тень. Были заданы размер и форма – потолочная розетка-медальон.

На первом этапе конкурса проектов было много именитых мастеров. Я тогда даже не участвовала – кто я такая по сравнению с ними? Знаю, что подавались интересные работы. Очень многие мастера предложили жирандоль (люстру) Павлюка Багрима – ну, не так много сохранилось в Беларуси подобных образцов декоративно-прикладного творчества начала XIX века. Еще предлагали розетки с классическими барочными орнаментами Растрелли. Предлагали цветы... Но архитекторы все эти проекты отклонили и сказали, чтобы им привели кузнеца, непохожего на других. Таким кузнецом оказалась я.

Я предложила выковать прекрасные белорусские вытинанки. Тут же в узоре появились дерево, птицы, корни… Как-то все сложилось. Эти вытинанки выражали главную идею архитекторов – давали очень красивую тень.

Композиция в готовом виде.
Композиция в готовом виде. Фото: Из личного архива

Многое прощает

- Как сегодня начинается ваш кузнечный день?

- За ноутбуком. Сейчас у меня есть помощники, которые увеличивают мой КПД – я стойкая, но легкая, с некоторыми процессами мне физически трудно справиться. Но молотком я часто работаю сама.

- Как выглядит металл до встречи с вами?

- Чаще всего это детали, вырезанные лазером по моим чертежам, которые мы греем, скручиваем, растягиваем, либо металлопрокат – круглый или квадратный пруток.

- А есть у железа нужные вам эмоции? Не черствое оно?

- Железо – прекрасный материал! Оно может бесконечно терпеть и очень многое прощает. Даже если сильно его замучить – потом достаточно погреть, и оно снова готово к экспериментам. Я как-то рано почувствовала этот материал. У меня ведь нет специального инженерного образования, но когда мы делали большие объекты, например, шестиметровый хорос в храме, и я отправляла инженерам расчеты динамических, статических, ветровых нагрузок – ни разу не ошиблась.

Фото: Из личного архива

- А вы сами – железо?

- Я не железо, я огонь. Огненное железо. Знаете, когда железо в заготовке кладёшь в горн, оно нагреется и сначала будет красным, потом желтым, потом белым, а потом, если его перегреть, оно не расплавится, а начнет искрить, как бенгальский огонь. Вот я постоянно нахожусь в состоянии между красным железом и бенгальским огнем.

И наверное, я железно научилась отстаивать свое мнение. С 1999 года, несмотря ни на что, я не схожу со своего «железного» пути.

СПРАВКА

Вытинанка - ажурный узор, вырезанный из бумаги, техника вырезания из бумаги. Полученное в результате декоративное изделие может быть занавеской, салфеткой, панно.

Павлюк Багрим – белорусский поэт, владел кузнечным мастерством. Уникальная кованая люстра Павлюка Багрима до сих пор хранится в Крошинском костеле.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно