Потолочные композиции на ст. м. «Ковальская Слобода» создавал самый необычный кузнец Беларуси.
Можно ли стать кузнецом, если вы девушка весом 48 килограммов? Скульптор, кузнец, член Союза художников Мария ТАРЛЕЦКАЯ давно ответила на этот вопрос.
- Я родилась в совсем не художественной семье - отец возглавлял СКТБ (специальное конструкторско-технологическое бюро), выполняющее заказы аэрокосмических и оборонных отраслей, мама работала научным сотрудником на кафедре биофизики в БГУ. Она-то и привела меня впервые в мастерскую художника Анатолия Гришко.
Меня пленил запах растворителя краски. Этот восторг заметили все, и художник предложил поучить меня. Так я начала рисовать, потом лепить.
По воле отца училась в 19-й «математической» школе и должна была поступать на физмат. Но в итоге, пусть и не с первого раза, поступила в Академию искусств на художественную обработку металла. На кафедре декоративно-прикладного искусства меня встретили с определенной опаской. Кузнец – 48 килограммов... Пугали и очень отговаривали, ведь до меня с этой специальностью выпустилась всего одна девушка, которая сразу ушла в другую сферу деятельности.
- Но почему такой выбор?
- Наверное, тогда мной руководил юношеский максимализм, какая-то инаковость. Что такое металл, на тот момент я представляла плохо. Процесс, когда горячее железо под воздействием молотка приобретает волшебные формы, казался сказочным.
- А как в реальности прошла первая встреча с металлом?
- Пришлось взять мешок, на троллейбусе поехать на сортировочный пункт, где перегружали вагоны с коксующимся углем, собрать этот уголь, привезти в академию, наколоть его кувалдой, взять дрова, нагреть горн и вот только потом положить туда заготовку и начать воздействовать на нее молотком.
- Вы и молотком сами работали?
- Так это же самое приятное! Жаль, занимает очень небольшую часть всего процесса.
КУЗНЕЧНЫХ ДЕЛ ЛАЗЕР
- Первая ковка тогда меня потрясла. Это грязь, пыль, гарь, копоть, черные пальцы, кожа, волосы. Да, это тяжело. Но я твердо решила, что доучусь.
У меня была неплохая школьная математическая база, и я стала искать альтернативные способы обработки металла, изучать лазерную резку, цифровые технологии.
- И все равно при слове «кузнец» рисуется образ крепыша с молотом.
- Это молотобоец. Молотобойцы никогда не были кузнецами, они выполняли другую работу и, к сожалению, за пару лет полностью «разбивали» руки. Поэтому молотобойцы в кузнях менялись, а кузнецы руки берегли. Сейчас молотобойную работу выполняют пневмомолоты, а кузнец клещами вставляет под падающую часть молота заготовку. Вообще современный кузнец «кует головой» и кувалдой махать будет крайне редко.
Дерево, птицы, корни в узоре
- Очевидно, что станция метро с названием «Ковальская Слобода» нуждалась в украшении, сделанном кузнецом.
- Архитекторы Телепневы задумывали эту станцию лет семь назад, и там уже были обозначены подвесные светотеневые композиции. Они сдвинуты по оси таким образом, чтобы центром станции стала тень. Были заданы размер и форма – потолочная розетка-медальон.
На первом этапе конкурса проектов было много именитых мастеров. Я тогда даже не участвовала – кто я такая по сравнению с ними? Знаю, что подавались интересные работы. Очень многие мастера предложили жирандоль (люстру) Павлюка Багрима – ну, не так много сохранилось в Беларуси подобных образцов декоративно-прикладного творчества начала XIX века. Еще предлагали розетки с классическими барочными орнаментами Растрелли. Предлагали цветы... Но архитекторы все эти проекты отклонили и сказали, чтобы им привели кузнеца, непохожего на других. Таким кузнецом оказалась я.
Я предложила выковать прекрасные белорусские вытинанки. Тут же в узоре появились дерево, птицы, корни… Как-то все сложилось. Эти вытинанки выражали главную идею архитекторов – давали очень красивую тень.
Многое прощает
- Как сегодня начинается ваш кузнечный день?
- За ноутбуком. Сейчас у меня есть помощники, которые увеличивают мой КПД – я стойкая, но легкая, с некоторыми процессами мне физически трудно справиться. Но молотком я часто работаю сама.
- Как выглядит металл до встречи с вами?
- Чаще всего это детали, вырезанные лазером по моим чертежам, которые мы греем, скручиваем, растягиваем, либо металлопрокат – круглый или квадратный пруток.
- А есть у железа нужные вам эмоции? Не черствое оно?
- Железо – прекрасный материал! Оно может бесконечно терпеть и очень многое прощает. Даже если сильно его замучить – потом достаточно погреть, и оно снова готово к экспериментам. Я как-то рано почувствовала этот материал. У меня ведь нет специального инженерного образования, но когда мы делали большие объекты, например, шестиметровый хорос в храме, и я отправляла инженерам расчеты динамических, статических, ветровых нагрузок – ни разу не ошиблась.
- А вы сами – железо?
- Я не железо, я огонь. Огненное железо. Знаете, когда железо в заготовке кладёшь в горн, оно нагреется и сначала будет красным, потом желтым, потом белым, а потом, если его перегреть, оно не расплавится, а начнет искрить, как бенгальский огонь. Вот я постоянно нахожусь в состоянии между красным железом и бенгальским огнем.
И наверное, я железно научилась отстаивать свое мнение. С 1999 года, несмотря ни на что, я не схожу со своего «железного» пути.
СПРАВКА
Вытинанка - ажурный узор, вырезанный из бумаги, техника вырезания из бумаги. Полученное в результате декоративное изделие может быть занавеской, салфеткой, панно.
Павлюк Багрим – белорусский поэт, владел кузнечным мастерством. Уникальная кованая люстра Павлюка Багрима до сих пор хранится в Крошинском костеле.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть