6021

Сокращенных чиновников предлагается устраивать в коммерческие фирмы

№ 6 от 6 февраля 2013 года 06/02/2013

О том, что работы могут лишиться 13 тысяч госслужащих, было сказано после совещания по вопросам оптимизации структуры, численности и функции государственных органов. Чтобы это сокращение прошло без тяжелых последствий, следует передать ряд функций от министерств коммерческим фирмам и одновременно усилить территориальное управление.

02_vertinТакое мнение высказала «АиФ» Татьяна ВЕРТИНСКАЯ, кандидат экономических наук, заведующая отделом мировой экономики и внешнеэкономических исследований Института экономики Национальной академии наук. Она полагает, что административная реформа в Беларуси действительно назрела. Но решать проблемы всего госаппарата одним сокращением его численности было бы неправильно.

- Нужно обеспечить эффективность управления. За сокращением всегда должна скрываться эффективность, - утверждает Вертинская. - Важно, чтобы госаппарат мог обеспечить достижение тех целей и приоритетов социально-экономического развития, которые сегодня определены как на среднесрочную, так и долгосрочную перспективу.

После совещания у президента было предложено ликвидировать Министерство торговли и Государственный комитет по науке и технологиям, а Министерство ЖКХ присоединить к Министерству архитектуры и строительства. Татьяна Вертинская в свою очередь предлагает альтернативный вариант сокращений и объединений разных государственных органов.

Как объединять?

«АиФ» факт

Сколько сэкономят?

Без учета сотрудников силовых ведомств сегодня в Беларуси насчитывается 56 тысяч государственных служащих, а их удельный вес в численности занятых в экономике – 3,6%. Удельный вес ВВП на содержание госаппарата  в Беларуси равняется 1,2%. Озвученная Министерством финансов годовая экономия по фонду оплаты труда при сокращении госаппарата на 13 тысяч человек составит порядка 1 триллиона рублей.

Для проведения более эффективной политики экспорта Татьяна Вертинская предлагает возродить упразднённое в 1990-х годах Министерство внешнеэкономических связей. Поскольку белорусская экономика сегодня - экспортоориентированная, то логично было бы иметь одно ведомство, отвечающее за экспорт нашей продукции. Однако сегодня эти функции распределены между тремя министерствами: торговли, экономики и иностранных дел.

Предложенное сокращение Государственного комитета по науке и технологии Татьяна Вертинская считает неоправданным.

- Мы строим инновационную модель экономики, создаем национальную инновационную систему. Должно быть ведомство, которое отвечало бы за единую научно-техническую политику. А сокращать его, на мой взгляд, абсолютно нелогично.

В вопросе сокращения Министерства жилищно-коммунального хозяйства Татьяна Вертинская видит несколько возможных вариантов. Официально было предложено объединить его с Министерством строительства и архитектуры. Но Вертинская полагает, что при таком решении усовершенствовать сферу ЖКХ можно только частично. Для этой сферы сегодня важны демонополизация, привлечение  малого и среднего бизнеса, изменение порядка ценообразования, отход от перекрестного субсидирования.

- Поскольку основные проблемы ЖКХ носят экономический характер, первую скрипку здесь должно играть не Минархитектуры, а экономическое ведомство.

Кроме того, можно пойти по пути России, Украины и Польши и создать Министерство регионального развития, которое и занялось бы проблемами сферы ЖКХ. Предпосылки для такого решения сегодня есть. Сегодня всё больше задач, а с ними и тяжесть экономического роста, ставится перед местной властью. И проблемы, возникающие в регионах, следовало бы решать на местах.

Усиление регионов

Как вытекает из предложений Татьяны Вертинской, количество министерств может быть даже увеличено, но при этом их численный состав должен быть уменьшен, а параллельные функции перераспределены.

Одновременно с перераспределением функций между министерствами есть смысл пересмотреть отраслевое управление и усилить территориальное. Особенно остро проявляется сегодня необходимость в территориальном управлении в секторе малого и среднего бизнеса. Складывается ситуация, когда предприниматели, играющие важную роль  в экономике страны, выпадают из государственных программ, поскольку они не подчиняются отраслевым министерствам. Тем не менее во многих госпрограммах предприниматели могут и должны быть задействованы, считает Татьяна Вертинская. Например, они успешно могли бы участвовать в программе экспорта и импортозамещения.

- Этими вопросами могли бы заняться органы местного управления и самоуправления. Но это потребует необходимости усилить региональное управление.

Еще одним аргументом усиления территориального управления является всё большая роль  местного сообщества. Свои проблемы они должны решать самостоятельно, а не только уповать на власть. Но для этого надо наделить местные органы власти большими полномочиями и расширить их штат.

- Это беспрецедентно, когда в сельсоветах сегодня работает по три человека. Вот куда действительно нужно направлять людей, когда мы говорим о социально ориентированной рыночной экономике.

Куда девать чиновников?

Как бы ни решалась административная реформа, для сокращенных чиновников следует найти новую работу. Куда девать 13 тысяч бывших госслужащих?

Основной спрос на рынке труда сегодня - на рабочие вакансии. Сколько чиновников захотят и смогут устроиться на стройке? В любом случае смена профессии требует их переквалификации. А это дополнительные затраты для госбюджета. И получается, что вместо экономии государственных средств на зарплатах чиновникам - трата этих средств на их переквалификацию.

Татьяна Вертинская скептически относится и к варианту с переориентированием чиновников в предприниматели.

- Вообще, предпринимателями могут быть не все. Это особая каста, суперактивные люди, которые, скорее всего, нужны будут в самих министерствах.

Отправить чиновников на пенсию - тоже противоречит политике государства. Сегодня в Беларуси не повышается пенсионный возраст, но при этом людей не отправляют на пенсию: они самостоятельно решают, когда заканчивать карьеру.

- Все это говорит о том, что многие предложения по совершенствованию госуправления, озвученные на совещании у президента, требуют более глубокого дополнительного изучения.

Возможным вариантом устройства чиновников мог бы быть перенос ряда функций министерств на коммерческую основу. В свою очередь бывшие госслужащие смогли бы устроиться в эти коммерческие структуры и при этом продолжать обслуживать государство.

- Маркетинг, консалтинговые услуги, выдача лицензий – такие деловые услуги можно оказывать не в министерствах, а в коммерческих фирмах.

Татьяна Вертинская согласна с тем, что, например, в течение полугода может быть сокращен чиновничий аппарат. Но, по её мнению, это следует рассматривать как первый шаг в общей комплексной реформе системы государственного управления в стране. Должны быть детально продуманы все остальные составляющие, потому что это системная проблема.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно