6227

Сложности перехода. Жить по-старому уже нельзя, а по-новому – только учимся

№ 25 от 16 июня 2015 года 16/06/2015

В Беларуси о переходе к УР общества задумались сравнительно недавно. В 2014 году была разработана концепция новой Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2030 года. Основная работа по подготовке стратегии принадлежит Научно-исследовательскому экономическому институту Минэкономики, который привлек к помощи министерства и местные власти, а также международных специалистов Всемирного банка, ПРООН, Глобального экологического фонда и экспертов из Германии.

Немецкий опыт перехода к УР очень важен: например, в Германии, где 20 лет назад взяли курс на использование возобновляемых источников энергии, к 2020 г. планируют полностью отказаться от атомной энергии. В Беларуси речь об этом пока не идет. «Белорусская экономика высокозатратна: при производстве электроэнергии мы поставлены в зависимость от природного газа, поступающего из России, - отметила заместитель директора НИЭИ Минэкономики Людмила БОРОВИК. Строящаяся АЭС позволит сократить долю используемого природного газа с 90 до 49%. Но мы делаем упор и на расширение использования возобновляемых источников энергии: согласно Национальной стратегии УР Республики Беларусь к 2030 г. их долю планируют увеличить до 19%».

Угрозы для Беларуси

Переход к УР – процесс непростой. Многие страны, добившиеся на этом поприще успехов, не спешат радоваться. «Даже сегодня, несмотря на то что в Германии накоплен огромный опыт и проделана серьезная работа по внедрению в жизнь процессов УР, наблюдаются сложности в переходе от знаний к действиям, к практической реализации накопленного опыта, - отметил руководитель Ассоциации «Местная повестка-21 Федеральной земли Северный РейнВестфалия» (Германия) Клаус РОЙТЕР. – Очень важно привлечь к этой идее как можно больше людей, чтобы они в повседневной жизни стали руководствоваться принципами УР: только тогда мы сможем добиться успеха».

О том, с какими сложностями приходится сталкиваться белорусам, рассказала Людмила Боровик: «Новая Национальная стратегия УР Республики Беларусь до 2030 года предусматривает решение проблем по трем компонентам: человек, качество окружающей среды и конкурентоспособная экономика. В социальной сфере основные угрозы – потеря трудового потенциала страны и постарение населения, в экономической области – медлительность структурных реформ и сильное отставание высокотехнологического сектора от стран Европы. Так, в Беларуси его доля – всего лишь 2%, в то время как в развитых странах – 10-12%. Экологическая угроза – исчерпание природных ресурсов».

Людмила Боровик подчеркнула: «Если раньше страна развивалась за счет привлечения внешних средств, то сегодня, к сожалению, нужно рассчитывать на внутренние ресурсы – это, во-первых, бюджетные средства. Во-вторых, в Беларуси необходимо создать условия для привлечения иностранных инвестиций. Еще один ресурс – создание совместных производств. Не секрет, что сегодня основные доходы нам обеспечивают продажа нефтепродуктов и пищевая промышленность, однако нужно развивать, например, IТ-сферу, где есть специалисты и наработки».

Кроме того, очень важно повысить эффективность управления госсобственностью: «Министерства и концерны должны отойти от управления хозяйственной деятельностью и сосредоточиться на выработке общей стратегии и развития отрасли. Функции хозяйственного управления должны быть переданы непосредственно руководителям предприятий».

Развитие регионов

Большое внимание в новой Национальной стратегии УР уделяется развитию регионов. «В этом мы хотим использовать опыт Германии, - отметила Людмила Боровик. – Стратегии регионального развития необходимо разрабатывать на местных уровнях, правда, мне кажется, что не все руководители районного уровня видят перспективу развития на 10-15 лет вперед, а делать это необходимо. Поэтому был подготовлен проект Закона «Об индикативном планировании».

Документ, без принятия которого сложно выполнить многие пункты стратегии, предполагает самостоятельность регионов, которые будут сами определять, куда им двигаться, исходя из своих особенностей и перспектив. К примеру, зачем выращивать пшеницу в непригодном для сельскохозяйственной деятельности районе, если там можно развивать агроэкотуризм?

«Правда, я не знаю, когда проект закона будет рассматриваться», - добавила представитель НИЭИ Минэкономики.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно