1845

Сервис против человека. Реально ли отсудить компенсацию за моральный ущерб?

Если в работе техники появились неполадки, следует обратиться в сервисный центр. Зачастую устройство неисправно по вине производителя, и тогда ремонт по гарантии должен быть бесплатным. Но доказать брак техники может быть трудно. Читательница «АиФ» поделилась своей историей, которая началась с поломанного ноутбука и закончилась судом.

Подарок для ребенка

У нашей читательницы Анны есть 13-летний сын, к которому раз в год приезжает из Америки его папа Юрий - бывший муж Анны. Ребенку нужен был ноутбук для выполнения домашних заданий по информатике.

9 сентября 2018 года Юрий вместе с сыном пошли в «Корону Техно» и купили ноутбук Prestigio. Заплатили сразу «наличкой», взяли чек. Радость ребенка длилась недолго: в тот же день ноутбук перестал работать. Открыли крышку компьютера - а там черный экран с вертикальными полосами.

На следующий день Юрий обратился в сервисный центр. Компьютер забрали на проверку. Заключение центра пришло через 10 дней со словами: «Обнаружены следы механического повреждения».

- То есть мы его якобы сломали сами, а это не так! - возмущается Анна. - Из-за заключения сервисного центра деньги за ноутбук нам не возвращали. Мы не сдались.

Юрий снова поехал в «Корону Техно» и оставил в книге жалоб и предложений просьбу отремонтировать компьютер по гарантии. Вскоре сам вернулся в Америку, оставив Анне чеки и заключение сервисного центра. Ноутбук находился в «Короне Техно».

Независимая экспертиза

- 26 сентября я написала заявление с просьбой провести независимую экспертизу. 1 октября получаю ответ: в проведении экспертизы отказано, так как компьютер покупала не я, а бывший муж, и мне нужна его доверенность, - рассказывает Анна. - На мои увещевания о том, что чек является договором купли-продажи, не реагировали. Отказывались возвращать ноутбук и не выдавали оригинал акта из сервисного центра.

13 октября Анна описала ситуацию в книге жалоб и предложений, а 16 октября заключила договор о проведении независимой экспертизы.

- Я «загуглила» и нашла судебно-экспертную коллегию на Жуковского, 11А, - говорит Анна. - Там мне представили все документы и сказали, что результаты экспертизы можно по праву использовать в суде. Я заплатила за нее 408 рублей, это чуть ли не цена самого ноутбука.

17 октября от филиала ТЦ «Замок» - «ООО Табак-инвест» - поступил ответ на одну из жалоб Анны: администрация признала, что чек является доказательством правомерности обладания товаром. Каждый письменный ответ противоречил предыдущему.

В это время в ходе независимой экспертизе заключили, что дефект ноутбука - производственный.

«Мой компьютер даже не вскрывали»

- Я пишу претензию в «Корона Техно». Прошу вернуть мне деньги за ноутбук и за экспертизу. Плюс неустойку, процент за пользование моими деньгами и моральный ущерб. Прошло несколько месяцев, ребенок переживает, не может выполнять домашние задания. Я тоже нервничаю, - делится Анна. - Претензию я составляла с помощью общества защиты прав потребителей, заплатила 50 рублей. Лучше бы сразу обратилась в юридическую консультацию, где понимают все тонкости.

Администрация согласилась вернуть Анне деньги за экспертизу и компьютер, а возместить моральный ущерб, выплатить неустойку и процент за пользование деньгами отказалась.

- Отказ - и куча ссылок на законодательство. У меня нет юридического образования, я сразу расстроилась. Не каждый человек полезет разбираться в законах, - сетует Анна. - Но потом я всё же попробовала. Оказалось, что ссылки вообще не касались потребительских прав. Это просто отписка. А когда я подробно изучила каждую бумажку, обратила внимание на заключение сервисного центра. Указанный там номер технического устройства не совпадал с номером моего ноутбука. Мой компьютер даже не вскрывали...

Анна в очередной раз написала в книгу жалоб и предложений: ответы на вопросы она не получила. Её юристы советовали действовать поэтапно: сначала забрать деньги за ноутбук и экспертизу, сдать товар в «Корону Техно», а после подать в суд для взыскания компенсации морального ущерба.

- Приезжаю в «Корону Техно», а мне говорят: «Верните нам компьютер». Я говорю: «Нет, по законодательству вам положено сначала вернуть мне деньги». Работники начинают препираться. Я говорю: «Достаем белый лист бумаги. Я напишу жалобу на то, что вы отказываетесь мне возвращать деньги». Тут же деньги вернули. Дают на подпись бумагу: мол, претензий больше не имею. Я говорю: «Уберите фразу про отсутствие претензий». Мне в ответ: «У нас такая форма, мы не можем убрать! Все заявления такие!». Я говорю: «Достаем белый лист бумаги. Я заявлю о том, что вы вынуждаете меня подписаться под фразой, с которой я не согласна». Документ перепечатывают, фразу убирают. Я пишу от руки: «Требования удовлетворены частично». Отдаю ноутбук, но без упаковки. По законодательству я имею на это право. Опять возмущаются. Я говорю: «Достаем белый лист бумаги...». Ноутбук приняли без упаковки.

Судебное дело

Суд состоялся в конце ноября. Анна выступала в качестве истца. Представители «Табак-инвест» не хотели признавать иск в суде. Ответчик заявил, что Анна ни разу не обращалась к филиалу с официальным требованием.

- Это правда, требований я не писала. В «Короне Техно» мне говорили, что это невозможно! Поэтому я использовала книгу жалоб и предложений, - объясняет Анна. - Мне помогло замечание судьи: она обратила внимание на то, что ноутбук принадлежит ребенку. Я переписала иск от лица сына. Интересы детей защищены в нашей стране лучше, чем интересы взрослых. Несовершеннолетние могут подать иск, при этом ездить в суд им необязательно. Я выступила законным представителем сына.

С каждым судебным заседанием приходило все больше юристов со стороны «Короны Техно» и поставщика. Один из них сказал: «А где здесь моральный ущерб? Ноутбук - это всего лишь вещь».

- Я разозлилась: «Если я съем просроченный йогурт и отравлюсь, это повлияет на здоровье? Ноутбук - тот же испорченный продукт».

Моральный ущерб Анны оценили в 500 рублей. Судья сказала, что это большая сумма для компенсации морального ущерба в Беларуси. С неустойкой и процентом сумма составила 633 рубля.

История не окончена

- А дальше «Табак-инвест» начал затягивать процесс. Это длилось три месяца. Я обращалась в отдел принудительного исполнения с просьбой взыскать с ответчика необходимую сумму. В итоге «Табак-инвест» выслал 633 рубля через банк, а комиссию не уплатил. На руки я получила 614 рублей. Ну как так! - горячится Анна. - Я обращалась в отдел принудительного исполнения, но долго не получала эти несчастные 19 рублей. Дело не в деньгах, а в принципе. Наш человек ничем не защищен: нам подсовывают фальшивые заключения и документы с фразами, с которыми мы не согласны. Если бы я не нашла деньги на независимую экспертизу, то ничего бы не доказала. Разве так годится?

Выводы:

  • Всегда сравнивайте код вашего устройства с кодом на заключении сервисного центра.
  • Пишите официальные заявления в отдел продаж: «Прошу вернуть мне деньги», «С заключением сервисного центра не согласен», «Прошу провести независимую экспертизу». Дождитесь официального ответа. Не пишите в жалобную книгу.
  • Обращайтесь за помощью к юристам.

Кстати.

В апреле 2019 года закрылись все торговые точки «Корона Техно». Владельцы торговых сетей «Корона» и «5 элемент» заключили договоренность о передаче торговых площадей «Корона Техно». На их месте открыли магазины бытовой техники.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно